Франческо Бартоломео Растрелли. Зимний дворец. Северный фасад. Вид с северо-запада гг. Санкт-Петербург. Специфика русского барокко обусловлена спецификой застройки Санкт-Петербурга, означавшей полный разрыв с традициями русского градостроительства. Главным «проспектом» и главной «площадью» новой столицы становится река. Она композиционно объединила местный ландшафт и группы архитектурных ансамблей.
Франческо Бартоломео Растрелли. Южный фасад. Центральный ризалит гг. Санкт-Петербург. Удивительный «пафос шири» наблюдается в динамике проспектов, площадей и парков и необъятных просторов Невы, в свинцово-серой глади которой на фоне низкого белесо-жемчужного неба, в котором отражается дрожащая линия домов. Улицы, не имеющие спусков и подъёмов, становятся интерьером города.
Франческо Бартоломео Растрелли. Южный фасад. Центральный ризалит(фрагмент) гг. Санкт-Петербург. Игра света и красочные гаммы голубых, лимонно-белых, розово-красных зданий в сочетании с позолотой придают однообразным плоским берегам мажорный, праздничный вид. Франческо Бартоломео Растрелли ( )превратил Петербург из города-крепости, города- порта в город дворцов. Ансамбли, созданные им,- Зимний дворец и Смольный монастырь в Санкт-Петербурге, Екатерининский дворец в Царском Селе – относятся к уникальному стилю, который не имеет аналогов на Западе – расреллиевскому(монументально му) барокко.
Франческо Бартоломео Растрелли. Посольская лестница гг. Зимний дворец. Санкт-Петербург. Этот стиль соединил в себе орденскую строгость классицизма, динамику барокко, орнаментику рококо и мажорность полихромии.
Франческо Бартоломео Растрелли. Парадный (западный) фасад Екатерининский дворец. Вид с северо-запада. Аэрофотосъёмка. Царское Село. В отличие от итальянского барокко Растрелли развил древнерусскую традицию: трёхмерный объём здания органично вписывается в окружающее пространство.
Излюбленные сочетания цветов Растрелли- белого с золотом орденских элементов и лазорево- синего поля стен- восходит к золочёной резьбе иконостасов и поливным изразцам древнерусских храмов. Протяжённость здания Екатерининского дворца – 306 м. Обилие золочёных картушей и купидонов, зеркал и золочёных резных рам, расписные плафоны и т.п. Франческо Бартоломео Растрелли. Центральный ризалит паркового восточного фасада Екатерининский дворец. Царское Село.
Франческо Бартоломео Растрелли. Правое крыло паркового восточного фасада. Екатерининский дворец. Царское Село.
Франческо Бартоломео Растрелли. Парадный въезд со стороны западного фасада Екатерининский дворец. Царское Село.
Франческо Бартоломеао Растрелли. Большой зал е гг. Екатерининский дворец. Царское Село.
Растрелли. Элемент декора Большого зала Екатеринского дворца. Царское Село.
Растрелли. Анфилады. Екатерининский дворец. Царское Село.
Растрелли. Гостиная «Малиновая столовая». Екатерининский дворец. Царское Село.
Растрелли. Гостиная «Зелёная столбовая» Екатерининского дворца. Царское Село.
Растрелли. Янтарная комната Екатерининского дворца. Царское Село.
Растрелли. Картинный зал Екатерининского дворца. Царское Село.
Декор двери в картинном зале Екатерининского дворца. Царское Село.
Франческо Бартоломео Растрелли. Смольный монастырь в Петербурге Смольный монастырь – уникальный образец синтеза мощного древнерусского монолита (крестообразный храм) и сложных барочных форм (колонны, пилястры, дробные антаблементы с лучковыми фронтонами). Неудержимое стремление ввысь его башен и куполов сродни итальянскому барокко, но мощная энергетика всего массива монастыря – это традиции древнерусского зодчества.
Франческо Бартоломео Растрелли. Однокупольная церковь внутренней ограды Смольного монастыря. Санкт-Петербург.
Франческо Бартоломео Растрелли. Часовня внешней ограды Смольного монастыря. Санкт-Петербург.