1. Раннее Возрождение ( с начала XV века) 2. Высокое Возрождение (первая треть XVI века) 3. Позднее Возрождение ( вторая половина XVI века)
Основа мировоззрения – гуманизм. Новое мировоззрение обусловило соединение идеала античности с чистотой христианской души, т.е. телесной красоты - с духовностью, сформировав особый комплекс культуры, известный как Возрождение или Ренессанс. Личность поставлена в центр мироздания. «Я ставлю тебя в центр Вселенной, чтобы тебе было удобно обозревать всё, что делается в мире». (философ Пико делла Мирандола, XV век) «Вертикальному» положению человека соответствовал «горизонтальный» земной мир – «идеальный» город Возрождения.
«Идеальный» город Возрождения Школа Пьеро делла Франчески. «Идеальный» город. Рисунок, Нац. галерея. Урбино. Идея разомкнутого пространства «идеального» города стала главной идеей эпохи кватроченто (*четыреста, т.е.XV век) – века городской цивилизации. Концепция «идеального» города изложена в трактате «Десять книг о зодчестве» Леона Батисты Альберти ( ) Основные принципы, которым следовали создатели «идеального» города: 1)Соблюдение симметрии, соразмерности, регулярности; 2)Наличие плана П- образного, квадратного, круглого, с выделением центральной оси; 3)В декоре акцент на колонны, триумфальные арки, аркады.
4) Важная составляющая городского ансамбля – соборный купол. (сфера – ВСЕЛЕННАЯ с Богом – в центре); 5) Ядро «идеального» города – площадь. Флорентиец Филиппо Брунеллески ( ) создал ренессанское городское пространство и ренессанский тип здания – светского и культового. Купол – символ мощи человеческого разума. Состоит из 8 каменных рёбер – нервюр, венчает купол изящный фонарик. Купол украшен завитками- валютами. Филиппо Брунеллески. Купол собора Санта-Мария дель Фьоре Флоренция.
Филиппо Брунеллески. Приют невинных Колонная аркада (фрагмент). Флоренция. Фасад – колонная аркада из 9 арок, поднятой на 9 ступенек и перекрытой лёгкими парусными сводами. Аркада завершается антаблементом (горизонтальной балкой), над которой – второй этаж с 9 прямоугольными окнами, украшенный треугольными фронтонами.
Филиппо Брунеллески. Площадь Аннунциаты Вид от аркады приюта невинных. Флоренция. Новый тип ренессанской площади, напоминающий клуатр (глухой монастырский дворик с садом) с аркадами по периметру, но со всех сторон разомкнутый.
Филиппо Брунеллески. Церковь Сан-Спирито Флоренция. Новый ренессанский облик приобрела традиционная трёхнефная базилика, реализующая идею разомкнутого пространства: Полукруглые ниши-капеллы, широкие проёмы, обрамляющие полуколонны коринфского ордера. Между коринфской капителью и пятой арочного свода центральной колоннады – фрагмент антаблемента, в результате чего арка приобрела античный вид.