ЗАРОЖДЕНИЕ ИСКУССТВА. ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ – ОСНОВНОЕ СРЕДСТВО ОТРАЖЕНИЯ И ПОЗНАНИЯ МИРА В ПЕРВОБЫТНОМ ИСКУССТВЕ. Геометрический орнамент. Образность архитектурных первоэлементов.
Искусство первобытности делится на палеолит – древнекаменный век (X тыс.до н.э.), мезолит – среднекаменный век (X-V тыс.до н.э.), неолит – новый каменный век (V-III тыс.до н.э.) Наиболее действенной формой отражения окружающего мира в первобытном искусстве была наскальная живопись, соединявшая жизненные реалии с мифологией.
Способы и средства нанесения рисунка: - пальцы, ветки, кости (по мягкой глине); - крупные каменные резцы (на скалах) - минеральные красители (охра, известняк, древесный уголь), растительные (трава, лепестки цветов) Особенности первобытного искусства палеолита: - отсутствие перспективы, - не соблюдение пропорций, - передача глубины пространства - объёмность, пластика, динамика.
Уникальный пример наскальной живописи дают образы бизонов, лошадей, оленей, быков, коров, нарисованные в пещере Альтамира в Испании. В них заложено зерно символики. Фигуры объёмны, благодаря различным по толщине линиям контура, косым параллельным штрихам и оттенкам охры. Зубр. Пещерная живопись. Палеолит. Пещера Альтамира. Испания
Большой зал пещеры Ласко. Палеолит. Франция
Лошадь Бизон и носорог. Пещерная живопись. Палеолит. Пещера Ласк. Франция. Левая сторона – мифологический, сакральный мир, связанный с понятием порядка и более реальный для первобытного человека, чем окружающий мир.. Ему соответствует красный цвет. Правая сторона – земной мир, ещё во многом враждебный, окрашенный в чёрные тона.
Зубры. (слева). Чёрная корова (справа). Палеолит. Пещера Ласко. Франция. Отдельностоящие пары диких животных, Чёрная корова с обвисшим животом – тема продолжения рода у первобытных художников.
В живописи и графике мезолита и неолита преобладают схематические фигурные композиции, приобретающие более условный характер. Охота. Мезолит. Альта. Норвегия.
Первобытная скульптура относится к начальному этапу развития искусства. Большей частью она представлена фигурками женщин, высеченными из мягкого камня известняка, реже из мамонтовой кости, носящих культовый характер. Палеолитические «Венеры» - это обобщённый образ хранительницы очага, символ плодородия. «Венера Виллендорфская». Палеолит. Музей истории искусств. Вена (слева). Большой женский идол с Кикладских островов. Неолит. Национально-исторический музей. Афины.
Символика геометрического орнамента: Волнистые узоры – течение реки, Бегущая спираль – непрерывное движение солнца и времени, символ жизни и воды, Ромбы – символ женского божества, Крест – солнечный диск, ориентация в пространстве соответствует образу мирового дерева, жизни, (по вертикали), земли, смерти (по горизонтали).Он объединяет противоположные начала, центр пересечения – источник энергии. Треугольник вершиной вверх – символ огня и созидательной мужской силы, Треугольник вершиной вниз – символ воды. Плодородия и женского начала, Зигзагообразная линия – змея – покровительница дома, посредница между небом и землёй, символ дождя. «Ёлочка» - растение или злаковый колос. Окраска орнамента сочетала в себе от 1 до 2 цветов: белый, чёрный- как 3 цвета.
Первые сооружения архитектуры – мегалиты (греч. «мегос» - большой, «литой» - камень) – носили культовый характер. Они представляли собой грубо обработанные или вовсе необработанные большие каменные глыбы, расположенные в определённом порядке. В конце эпохи неолита уже существовали три вида мегалитов: дольмены, менгиры и кромлехи. Менгиры – это продолговатые камни- столбы или плиты разной формы (от м). Установлены вертикально в несколько рядов, иногда сверху одной плиты горизонтально клали другую. Использовались для совершения обрядов на месте памяти предков. Встречаются в Англии, Франции, Испании, Греции, Азии, Африке и на Кавказе. Самые большие менгиры (21 м и вес – 300 т.) встречаются в Бретани. Менгиры. Неолит. Бретань. Франция.
Более сложные архитектурные сооружения – дольмены. Они представляют собой 4 вертикальных каменных блока, как крышей перекрыты каменной плитой. Внутренней пространство служило местом пребывания души умершего предка..средние размеры дольменов составляют 2 на 3 м, их высота достигает 2 м. Но есть и гиганты, например, в Алжире – длиной до 15 м, шириной ок. 5 м и высотой до 3 м. Там ок. 3 тыс. дольменов, вес некоторых плит достигает 40 т. Дольмен. Неолит. Корсика. Франция.
Кромлехи – каменные плиты или столбы, образующие в плане одну или несколько концентрических окружностей до 100 м в диаметре. Стоунхендж. Неолит. Англия. План.
Самый известный кромлех – Стоунхендж (Солсбери, Великобритания), возведённый на рубеже каменного и бронзового веков. В гг. До н.э. Огромные каменные глыбы – удивительное достижение науки и техники, не имеющее аналогов.
Стоунхендж – это : Храм – Некрополь- Обсерватория?!