КРИТО-МИКЕНСКАЯ КУЛЬТУРА Крито-микенская архитектура и декор как отражение мира
Культуру острова Крит и островов Эгейского моря принято делить на: 1. Критскую (III-II тыс.до н.э.) 2. Микенскую (XV-XIIвв до н.э.) В мифах культура регионов Эгейского моря до и после завоевания Крита ахейцами представлена как единая эпоха владычества Миноса и называется также ЭГЕЙСКОЙ. Крито-Микенская (Эгейская культура)
Культура античного мира не возникла внезапно, ей предшествовала богатейшая и оригинальная культура, созданная на островах и побережьях Эгейского моря. На острове Крит и полуострове Пелопоннес находились важнейшие центры Эгейской культуры
Замечательным памятником архитектуры является Кносский дворец, обнаруженный на Крите в начале ХХ столетия английским археологом А.Эвансом. Площадь архитектурного комплекса – 120 кв.м.-прямоугольный двор, к которому с разных сторон примыкают, построенные в разное время, 2-3 и 5 этажные помещения. Кносский дворец. XVI в до н.э. Реконструкция. Иераклион.
Кносский дворец – дворец царя Миноса. Реконструкция. Рисунок.
План Кносского дворца Дворец не имеет чёткой планировки и напоминает лабиринт, послужившего прообразом знаменитого мифологического лабиринта. Такой вид Дворец приобрел после множества перестроек после разрушавших его землетрясений.
Главное архитектурное украшение дворца – деревянные колонны необычной формы, окрашенные в тёплые красные тона. Их стволы сужаются книзу и напоминают конусы, поставленные остриями вниз. Массивные балки перекрытий они несут на своих широких плечах, как бы балансируя при этом. Кносский дворец (фрагмент). Реконструкция.
Тронный зал. Кносский дворец.
Центральное тронное святилище. Кносский дворец.
Не меньшую известность среди памятников эгейского искусства получили Львиные ворота в городе Микены на полуострове Пелопоннес, сохранившиеся до наших дней, служили центральным входом в крепость Микен и были сложены из трёх огромных каменных глыб (длина верхнего 5 м и толщина 1 м). Над пролётом расположена треугольная известняковая плита с рельефным изображением колонны священного символа правителей Микен, а по бокам застыли фигурки царственных львов. Львиные ворота. XIVв до н.э. Микены.
Непреступный акрополь («верхний город») возвышался над долиной и был обнесён гигантской крепостной стеной – около 900 м в длину и 6-10 м в толщину, сложенных из огромных, весом 5-6 т грубо отёсанных каменных глыб, лежащих одна на другой. Щели между ними заполнены глиной и мелкими камнями - «циклопическая кладка» Дворец царя Агамемнона. Iiтыс. до н.э. Микены. Реконструкция.
Фрески Кносского дворца Произведения живописи поражают удивительной зоркостью виденья, богатством воображения, тонким художественным вкусом и чувством меры. Используя всего 5 красок (чёрную, белую, голубую, жёлтую и красную), они создают богатейшую цветовую палитру. Мужские фигуры рисуют тёмной кирпично-красной краской, женские- светлой. Идеалом красоты считались крупные фигуры с тонкими осиными талиями.
Вазопись Замечательным памятником вазовой керамики, удивляющим своим совершенством, необычностью и разнообразием форм, оригинальностью орнамента и живописного рисунка, являются вазы Эгейского периода. Чаще всего в декоре орнамента преобладают растительный и «морской» стили.