Этапы развития готики Ранний ( гг.) Ранний ( гг.) Высокий ( гг.) Высокий ( гг.) Поздний (XIY – XY вв.) Поздний (XIY – XY вв.)
Ранняя готика Собор Нотер- Дам в Шартре Собор Нотер- Дам в Шартре Ранней готикой принято называть «новую французскую манеру» на стадии становления: сохранение тяжёлой романской стены с преобладанием горизонтальных линий, романскими циркулярными арками и оконными проёмами. Отсутствие кружевных готических башен. Витражи больше напоминают незабудку, чем готическую розу. Ранней готикой принято называть «новую французскую манеру» на стадии становления: сохранение тяжёлой романской стены с преобладанием горизонтальных линий, романскими циркулярными арками и оконными проёмами. Отсутствие кружевных готических башен. Витражи больше напоминают незабудку, чем готическую розу.
Высокая, лучистая готика Собор Сан- Питер в Кёльне Собор Сан- Питер в Кёльне Лучистая готика получила своё название по форме каменных перемычек в окне-розе, лучами расходящихся от центра. Признаками лучистого стиля стали глубокие перспективные порталы и венец капелл вокруг апсиды. Лучистая готика получила своё название по форме каменных перемычек в окне-розе, лучами расходящихся от центра. Признаками лучистого стиля стали глубокие перспективные порталы и венец капелл вокруг апсиды. Подобная конструкция восточной зоны стала классической для любой христианской базилики. Подобная конструкция восточной зоны стала классической для любой христианской базилики.
Поздняя готика Характеризовалась чрезмерной декоративностью, избытком скульптурных украшений и спиралью закрученными фигурными шпилями, подобно языкам пламени. Характеризовалась чрезмерной декоративностью, избытком скульптурных украшений и спиралью закрученными фигурными шпилями, подобно языкам пламени. Сложный рисунок перемычек в окне-розе, словно распахивающей все свои роскошные лепестки.
Французская готика Собор Нотр-Дам. Париж Собор Нотр-Дам. Париж «Французская манера» предполагала определённый набор архитектурных элементов: три нефа, сильно выступающий трансепт, хор, коридор обхода, венец капелл, контрфорсы и аркбутаны. «Французская манера» предполагала определённый набор архитектурных элементов: три нефа, сильно выступающий трансепт, хор, коридор обхода, венец капелл, контрфорсы и аркбутаны.
Немецкая готика Церковь Фрауенкирхе в Нюрнберге Церковь Фрауенкирхе в Нюрнберге Для немецкой готики характерен «Лучистый стиль» в сочетании с перепадами в высоте нефов, контрасте декора и огромных стрельчатых окон. Для немецкой готики характерен «Лучистый стиль» в сочетании с перепадами в высоте нефов, контрасте декора и огромных стрельчатых окон. Характерен «зальный тип» церкви с тремя нефами одинаковой длины, ширины и высоты. Характерен «зальный тип» церкви с тремя нефами одинаковой длины, ширины и высоты.
Английская готика Собор Вестминского аббатства. Лондон Собор Вестминского аббатства. Лондон Вариантом «лучистого стиля» является «перпендикулярный стиль» Вариантом «лучистого стиля» является «перпендикулярный стиль» Тонкие изящные колонны вокруг опор центрального нефа, обилие архитектурных украшений, орнаментальная резьба, дополнительные рёбра в своде. Тонкие изящные колонны вокруг опор центрального нефа, обилие архитектурных украшений, орнаментальная резьба, дополнительные рёбра в своде. Нервюры, расходящиеся веером – «зонтичный свод». Нервюры, расходящиеся веером – «зонтичный свод». Высота боковых нефов одинакова. Высота боковых нефов одинакова. Гигантская башня. Гигантская башня.
Итальянская готика Собор Санта-Мария Новелла. Флоренция Собор Санта-Мария Новелла. Флоренция Редко использовали аркбутаны. Редко использовали аркбутаны. Возводили высокие двухэтажные церкви с большой аркадой и небольшими круглыми окнами. Возводили высокие двухэтажные церкви с большой аркадой и небольшими круглыми окнами. В оформлении фасада чувствуется дух античности – «инкрустационный стиль» - узор из разноцветных кусочков мрамора. В оформлении фасада чувствуется дух античности – «инкрустационный стиль» - узор из разноцветных кусочков мрамора.