Родоначальником и главой русской композиторской школы является М.И.Глинка ( ), соединивший специфику русского фольклора с профессиональными законами композиции. Реалистическая передача действительности сквозь призму фольклора (обряды, песни, поверья…) обусловила стиль русской композиторской школы, ведущим принципом которой стал принцип народности. Глинка писал романсы, симфонические произведения, оперы, определив дальнейший путь развития национального оперного жанра. М.И.Глинка г.
Опера «Жизнь за царя» (1836) послужила образцом историко- героической музыкальной трагедии. Впервые в русской истории он построил музыкальную композицию на непрерывном музыкальном развитии без разговорных диалогов. Глинка насытил оперу массовыми хоровыми сценами, дав яркие характеристики героев русского быта. Образу русских в опере противопоставлены поляки, характеристикой которых в музыке становятся польские танцы- полонез и мазурка. Эпилог оперы – любовь к Отечеству – он поднял до уровня античной трагедии.
М.И.Глинка в процессе творчества над оперой «Руслан и Людмила» (1842) «Руслан и Людмила» (1842) – сказочно-эпическая опера. Её новизна состояла: 1) в наличии сказочного сюжета; 2) в неторопливом повествовании с многочисленными отступлениями от сюжетной канвы; 3) в разработке особых выразительных средств в музыке для фантастических персонажей; 4) в 1-е в русской музыке зазвучала восточная фольклорная тема. Фольклор стал основой симфонических оркестровых сочинений композитора.
Длительный процесс развития камерной вокальной музыки Глинка подытожил в романсе. Обращаясь к высоким образцам ранней романтической поэзии, поэзии классицизма, задушевным русским песням, он создавал вокальные мелодии, отличающиеся пластичностью и красотой. В его композициях романсов гармонично сочетаются музыка и текст, например, «Я помню чудное мгновенье» (1840-е)