Специфика Возрождения в Германии. 1. Интерес к человеку и реалистическое видение природы соединились с жестокой борьбой за обновление церкви в период Реформации. 2. Освобождение немецкой культуры от господства церковной идеологии. 3. Предчувствие конца света воплотилось в идеях и образах мистического спиритуализма.
Альбрехт Дюрер в своих гравюрах и красочных полотнах сумел органично совместить готическую вычурность и фантасмагорию с классической простотой и ясностью. Ожидание антихриста, гибели мира, надежда на справедливость нашли воплощение в серии гравюр «Апокалипсис».
Альбрехт Дюрер. Четыре всадника. Гравюра на доске гг. Вера в пророчество Апокалипсиса нашла отражение в гравюрах Дюрера. Всадники – Гибель, Война, Голод, Смерть (аллегория) представлены людьми разных возрастов и сословий – короля, священника, крестьянина и горожанки. Классический рационализм отразился в стремлении к правде – в композиции, в реалистичном изображении ландшафта и облика персонажей, использовании множества бытовых подробностей. Фон – тонкая горизонтальная штриховка; чёткие линейные контуры, причудливая драпировка, динамизм – дань готической традиции. Дюрер создал эффект наползающего мрака.
Альбрехт Дюрер. Трубный глас. Гравюра на доске. 1497=98 гг. На гравюре изображён момент снятия 7- ой печати с Книги Судеб. 7 ангелов начинают трубить. С первым звуком на землю обрушивается град и течёт кровь. Каждый новый трубный звук предвещает новые беды. В работе одновременно использована символы, аллегории, реализм.
Альбрехт Дюрер. Голова Христа. Гравюра на меди г. Изображение страдающего Христа с чертами лица художника воспринимается как трагедия своей собственной души
Альбрехт Дюрер. Четыре апостола. !526 г. Портретный жанр стал прорывом в творчестве Дюрера – диптих (картина или алтарная композиция, написанная на двух досках) «Четыре апостола». (Слева направо: Иоанн, Пётр, Марк, Павел) Соединение античного идеала красоты с готической композицией( отсутствие пейзажа и архитектурного фона, отстранённость образов) и сакральным подтекстом( Иоанн – любимый апостол М.Лютера, а Павел – авторитет протестантов). Их образы – портреты реальных людей эпохи Ренессаенса. (По мнению Дюрера, это- меланхолик, флегматик, сангвиник, холерик).