« Профессиональная компетентность учителя - главный ресурс качества образовательного процесса» Автор: Зюзина Н.В.
Учитель. Качество. Ресурсы. Труд учителя- это многомерное пространство из трех взаимосвязанных пространств: личности учителя, педагогической деятельности и педагогического общения.
Проблемы современного учителя как воспитать детей в духе толерантности в классе, в котором каждый третий – носитель собственного этнического мировоззрения, отличного от традиционного для данного социума ; как повысить мотивацию учащихся к изучению непрофильного предмета в непрофильной школе ; как преодолеть школьнику неуспешность в обучении, особенно, если она связана с особенностями его здоровья и т. п.
Что способствует достижениям учителя в труде : уровень собственной компетентности ; гуманистическая направленность воззрений ; материальные и моральные вознаграждения ; приверженность целям образовательного учреждения ; благоприятный моральный климат в коллективе ; наличие возможностей для самовыражения ; рациональная организация труда ; компетентность руководителей ; хорошая материально - техническая база ; систематическое повышение квалификации ; позитивное отношение со стороны руководства.
Что препятствует достижениям учителя в труде : завышенная или заниженная самооценка ; моральные и физические перегрузки ; отсутствие методической литературы ; негативное отношение со стороны руководителей, их некомпетентное вмешательство ; недостижимость поставленных целей ; невостребованность результатов труда.
Факторы препятствующие профессиональному развитию педагогов : Собственная инерция ; Разочарование вследствие, имевшихся ранее неудач ; Отсутствие поддержки в этом вопросе со стороны администрации Негативное отношение окружающих, плохо воспринимают ваше желание перемен Отсутствие системы работы в этом направлении в МО Состояние здоровья Недостаток времени Ограниченные ресурсы Потеря интереса к педагогической деятельности Отсутствие специалистов, у которых можно было бы поучиться Отсутствие объективной информации о деятельности со стороны руководства и членов коллектива
Формы индивидуальной методической работы учителя в методической системе школы : Курсовая переподготовка Годовая тема самообразования, с обобщением на МО, НМС, педсоветах, посвященная проблемам качества обучения. Организация и ведение кружка, элективного курса с анализом результатов его внедрения Система открытых уроков, классных часов, бесед, внеклассных мероприятий Работа в проблемно - творческой группе Участие в тренингах, деловых играх, организованных в школе, в городе Разработка комплектов развивающих заданий по предметам, систематизированных по этапам урока и особенностям учащихся Разработка нового дидактического обеспечения уроков и внеурочной учебно - познавательной работы – с компьютерной поддержкой Разработка и апробация авторских учебных программ с полным описанием и анализом результативности апробации
Формы индивидуальной методической работы учителя в методической системе школы : Разработка и апробация учебно - методических комплексов ( модулей ) с полным дидактическим обеспечением, с анализом результативности апробации Годовая тема самообразования с анализом проведенной работы Описание открытых уроков с индивидуальной педагогической поддержкой Обобщение статей периодики с выступлением на МО, НМС, педсоветах Описание собственного опыта, наблюдений, индивидуальное изучение теории и практики педагогического эксперимента, обобщение на НМС, МО Разработка и реализация программы краеведческой деятельности в рамках урочной и внеурочной работы с классом, анализ результативности Работа по проектированию здоровьесберегающей образовательной среды