СУДЬБА РОССИИ В ТВОРЧЕСТВЕ М.ВОЛОШИНА И К. ПЕТРОВА- ВОДКИНА. Кто ты, Россия? Мираж? Наважденье? Кто ты, Россия? Мираж? Наважденье? Была ты? Есть? Или нет? Была ты? Есть? Или нет? Омут... стремнина... головокруженье... Омут... стремнина... головокруженье... Бездна... безумие... бред... Бездна... безумие... бред... Все неразумно, необычайно: Все неразумно, необычайно: Взмахи побед и разрух. Взмахи побед и разрух. Мысль замирает пред вещею тайной Мысль замирает пред вещею тайной И ужасается дух. И ужасается дух. Мы- зараженные совестью: в каждом Мы- зараженные совестью: в каждом Стеньке- святой Серафим, Стеньке- святой Серафим, Отданный тем же похмельям и жаждам, Отданный тем же похмельям и жаждам, Тою же волей томим. Тою же волей томим....Мы погибаем, не умирая,...Мы погибаем, не умирая, Дух обнажая до дна. Дух обнажая до дна. Дивное диво! – горит, не сгорая, Дивное диво! – горит, не сгорая, Неопалимая купина. Неопалимая купина.
Кузьма Сергеевич Петров-Водкин.
Биография Кузьма Сергеевич Петров- Водкин как-то сказал: «Живопись не забава, не развлечение... Она умеет каким-то неизвестным образом расчищать хлам людского обихода, кристаллизовать волю и обезвреживать дурноту социальных взаимоотношений». Именно в этом он видел основную задачу изобразительного искусства. Кузьма Сергеевич Петров- Водкин как-то сказал: «Живопись не забава, не развлечение... Она умеет каким-то неизвестным образом расчищать хлам людского обихода, кристаллизовать волю и обезвреживать дурноту социальных взаимоотношений». Именно в этом он видел основную задачу изобразительного искусства. Родился он в провинциальном городке Хвалынске в семье сапожника и горничной 24 октября 1878 года. Краски и кисть впервые увидел в руках художника-иконописца. у него же получил первые уроки живописи. Продолжил обучение в Петербурге, Москве. Днем рисовал, учился играть на скрипке, ночами писал пьесы и запоем читал книги. «Взахлеб» учился. Любимой девушке рассказывал о законах физики, геометрии и астрономии. Родился он в провинциальном городке Хвалынске в семье сапожника и горничной 24 октября 1878 года. Краски и кисть впервые увидел в руках художника-иконописца. у него же получил первые уроки живописи. Продолжил обучение в Петербурге, Москве. Днем рисовал, учился играть на скрипке, ночами писал пьесы и запоем читал книги. «Взахлеб» учился. Любимой девушке рассказывал о законах физики, геометрии и астрономии. Благодаря помощи меценатов одаренный юноша смог отправиться за границу, а так как денег было недостаточно, поездку в Европу он предпринял на велосипеде. Германия, Франция, Турция, Греция, Италия, Алжир, Пиренеи-все четыре года путешествий были наполнены непрерывной работой. у художника появился свой собственный творческий метод, своя живописная система. Позже в автобиографической книге «Пространство Эвклида» он подробно рассказал о своих поисках, об открытии им сферической перспективы, которая позволяет так строить композицию картины, что зритель получает возможность увидеть изображаемое как бы с большой высоты, почувствовать сферичность земной поверхности, ощутить себя частицей стремительно несущейся в космосе планеты. И тем самым выразить связь каждого человека, события, предмета со всем огромным миром. Изучая законы цвета, художник пришел к выводу, что главными в картине должны быть три цвета: красный, желтый и синий. В картинах Петрова-Водкина сочетаются разные пространственные планы и ракурсы, резко сопоставляются масштабы фигур. Этим приемом пользовались русские иконописцы. Но с иконописной традицией живописца связывает не только это. Многие сюжеты, образы художника соотносятся с образами русских икон. Благодаря помощи меценатов одаренный юноша смог отправиться за границу, а так как денег было недостаточно, поездку в Европу он предпринял на велосипеде. Германия, Франция, Турция, Греция, Италия, Алжир, Пиренеи-все четыре года путешествий были наполнены непрерывной работой. у художника появился свой собственный творческий метод, своя живописная система. Позже в автобиографической книге «Пространство Эвклида» он подробно рассказал о своих поисках, об открытии им сферической перспективы, которая позволяет так строить композицию картины, что зритель получает возможность увидеть изображаемое как бы с большой высоты, почувствовать сферичность земной поверхности, ощутить себя частицей стремительно несущейся в космосе планеты. И тем самым выразить связь каждого человека, события, предмета со всем огромным миром. Изучая законы цвета, художник пришел к выводу, что главными в картине должны быть три цвета: красный, желтый и синий. В картинах Петрова-Водкина сочетаются разные пространственные планы и ракурсы, резко сопоставляются масштабы фигур. Этим приемом пользовались русские иконописцы. Но с иконописной традицией живописца связывает не только это. Многие сюжеты, образы художника соотносятся с образами русских икон. Октябрьская революция была близка и понятна художнику, выросшему в бедности. И все же он осознавал, что революция не идиллия. В это время он уже был зрелым мастером, преподавал в Академии художеств, был хорошо известен в России и в Европе. Послереволюционные работы - «Петроградская мадонна», «Смерть комиссара», натюрморт «Селедка»- передают реалии того времени и мироощущение участника событий, «космический взгляд» на события. Картины вызывают ощущение «пошатнувшегося» мира. Художник Владимир Конашевич писал: «Есть люди, которые все явления окружающего мира воспринимают как-то по-своему. Они живут как будто в другом мире, только параллельном нашему, но не совпадающем с нашим вполне во всех точках. Я имею в виду художника Петрова-Водкина». Октябрьская революция была близка и понятна художнику, выросшему в бедности. И все же он осознавал, что революция не идиллия. В это время он уже был зрелым мастером, преподавал в Академии художеств, был хорошо известен в России и в Европе. Послереволюционные работы - «Петроградская мадонна», «Смерть комиссара», натюрморт «Селедка»- передают реалии того времени и мироощущение участника событий, «космический взгляд» на события. Картины вызывают ощущение «пошатнувшегося» мира. Художник Владимир Конашевич писал: «Есть люди, которые все явления окружающего мира воспринимают как-то по-своему. Они живут как будто в другом мире, только параллельном нашему, но не совпадающем с нашим вполне во всех точках. Я имею в виду художника Петрова-Водкина».
Максимилиан Александрович Волошин Я не сам ли выбрал час рожденья, Век и царство, область и народ, Чтоб пройти сквозь муки и крещенье Совести, огня и вод? Надо до алмазного закала Прокалить всю толщу бытия, Если ж дров в плавильной печи мало, Господи,- вот плоть моя!
Максимилиан Александрович Волошин родился 16 (28) мая 1877 года в Киеве. Отец, юрист, умер рано, все заботы о ребенке легли на мать. Прожив более десяти лет в Киеве, потом в Москве, она переселилась в восточный Крым- Киммерию греческих мифов, в поселок Коктебель, расположенный неподалеку от Феодосии. Волошин вспоминал: «… я был, по-видимому, ребенком очень любознательным, одаренным памятью и талантами…». ОН учился последовательно в гимназиях Поливановской, Московской 1 казенной и окончил Феодосийскую. В 1897 году поступил в Московский университет- на юридический факультет, но через полтора года был исключен. Весной 1901 года М. Волошин отправился в Париж, чтобы там всерьёз заняться самообразованием. Волошин был удивительно разносторонней личностью: поэт, художник, публицист, литературовед – все свои задатки он сумел реализовать и довести до уровня высокого мастерства. Он много путешествовал.
Постепенно местом постоянного жительства становиться для Волошина Коктебель. Сюда к нему приезжают друзья, их знакомые. В доме Волошина в разное время побывали О. Мандельштам, М. Цветаева, А. Толстой, Н. Гумилёв, Е. Замятин, В. Брюсов, А. Белый, К. Чуковский, М. Булгаков и А. Ахматова и многие другие. Сам Волошин стал считаться такой же достопримечательностью этого края, как музей Айвазовского и Генуэзская башня. М Волошин был христианином, и его система взглядов, отношение к истории были отчётливо христианскими. Он предчувствовал нелёгкую судьбу России и собственную судьбу никогда не разделял с судьбой родины. Он был свидетелем революции 1905 года, 9 января в Петербурге. Первая мировая война застала Волошина в Швейцарии. Затем перебрался в Париж и, наконец, за год до революции вернулся в Россию. Войны, мятежи вызывали в нём стойкое неприятие, и вопреки политическим страстям он в каждом видел прежде всего человека, ближнего своего. Призванный в действующую армию, он написал военному министру: Я отказываюсь быть солдатом, как Европеец, как художник, как поэт.
По его мнению, насилие физическое, есть знак насилия духовного, и причиняющий смерть сам уже умер духовно. То, что люди для разрешения противоречия привлекли к насилию, обратились к массовым убийствам, Волошин считал историческим грехом России, за которым последует расплата: И кровь за кровь без меры потечёт… В дни гражданской войны Поэт находился в Коктебеле. Крым переходил из рук в руки. В доме Волошина в разных комнатах одновременно находиться раненный красноармеец и белый офицер, которым поэт дал приют, пищу и кров. Его позиция не была пассивной. Он выступал устно и в печати при любой власти. В 1919 году вышла в Харькове последняя прижизненная книга поэта – Демоны глухонемые. Красные считали его внутренним эмигрантом, а белые, отступая, приговорили к смерти. Удивительно то, что Волошин уцелел в этих катастрофических обстоятельствах, что он, сохраняя общественную активность, в конце концов умер в свое постели в 1932 году, 11 августа. Не мистика ли и не вмешательство ли высших сил? Он завещал похоронить себя на высоком холме над морем, откуда открывался вид на всю коктебельскую долину… Какой-то свет на это чудо может пролить необычный метод его борьбы за справедливость: молитва за палача, который с точки зрения духовный находиться в гораздо более опасном положении, чем его жертвы.
Кто написал на этих стенах кровью: Кто написал на этих стенах кровью: "Свобода, братство, равенство - иль смерть? "Свобода, братство, равенство - иль смерть? Нет братства в человечестве иного, Нет братства в человечестве иного, Как братство Каина. Кто связан кровью Как братство Каина. Кто связан кровью Еще тесней, чем жертва и палач? Еще тесней, чем жертва и палач?...Страдание и голод - вот резец,...Страдание и голод - вот резец, Которым смерть ваяет человека. Которым смерть ваяет человека. Не в равенстве, не в братстве, не в свободе, Не в равенстве, не в братстве, не в свободе, А только в смерти правда мятежа... А только в смерти правда мятежа...
С каждым днем все диче и все глуше С каждым днем все диче и все глуше Мертвенная цепенеет ночь. Мертвенная цепенеет ночь. Смрадный ветр, как свечи, жизни тушит: Смрадный ветр, как свечи, жизни тушит: Ни позвать, ни крикнуть, ни помочь. Ни позвать, ни крикнуть, ни помочь. Темен жребий русского поэта: Темен жребий русского поэта: Неисповедимый рок ведет Неисповедимый рок ведет Пушкина под дуло пистолета, Пушкина под дуло пистолета, Достоевского на эшафот. Достоевского на эшафот. Может быть, такой же жребий выну, Может быть, такой же жребий выну, Горькая детоубийца- Русь! Горькая детоубийца- Русь! И на дне твоих подвалов сгину И на дне твоих подвалов сгину Иль в кровавой луже поскользнусь. Иль в кровавой луже поскользнусь. Но твоей Голгофы не покину, Но твоей Голгофы не покину, От твоих могил не отрекусь. От твоих могил не отрекусь. Доконает голод или злоба, Доконает голод или злоба, Но судьбы не изберу иной: Но судьбы не изберу иной: Умирать, так умирать с тобой, Умирать, так умирать с тобой, И с тобой, как Лазарь, встать из гроба! И с тобой, как Лазарь, встать из гроба!
С Россией кончено. На последях С Россией кончено. На последях Ее мы прогалдели, проболтали, Ее мы прогалдели, проболтали, Пролузгали, пропили, проплевали, Пролузгали, пропили, проплевали, Замызгали на грязных площадях. Замызгали на грязных площадях. Распродали на улицах: не надо ль Распродали на улицах: не надо ль Кому земли, республик да свобод. Кому земли, республик да свобод. Гражданских прав? И родину народ Гражданских прав? И родину народ Сам выволок на гноище, как падаль. Сам выволок на гноище, как падаль. О Господи, разверзни, расточи, О Господи, разверзни, расточи, Пошли на нас огнь, язвы и бичи, Пошли на нас огнь, язвы и бичи, Германцев с запада, монгол с востока. Германцев с запада, монгол с востока. Отдай нас в рабство раз и навсегда, Отдай нас в рабство раз и навсегда, Чтоб искупить смиренно и глубоко Чтоб искупить смиренно и глубоко Иудин грех до Страшного суда... Иудин грех до Страшного суда...
...Одни возносят на плакатах...Одни возносят на плакатах Свой бред о буржуазном зле, Свой бред о буржуазном зле, О светлых пролетариатах, О светлых пролетариатах, Мещанском рае на земле. Мещанском рае на земле. В других весь цвет, вся гниль империй, В других весь цвет, вся гниль империй, Все золото, весь тлен идей, Все золото, весь тлен идей, Блеск всех великих фетишей Блеск всех великих фетишей И всех научных суеверий. И всех научных суеверий. Одни идут освобождать Одни идут освобождать Москву и вновь сковать Россию, Москву и вновь сковать Россию, Другие, разнуздав стихию, Другие, разнуздав стихию, Хотят весь мир пересоздать. Хотят весь мир пересоздать. И не смолкает грохот битв И не смолкает грохот битв По всем просторам южной степи По всем просторам южной степи Средь золотых великолепий Средь золотых великолепий Конями вытоптанных жнитв. Конями вытоптанных жнитв. И там, и здесь между рядами И там, и здесь между рядами Звучит один и тот же глас: Звучит один и тот же глас: "Кто не за нас, тот против нас, "Кто не за нас, тот против нас, Нет безразличных, правда с нами". Нет безразличных, правда с нами". А я стою один меж них А я стою один меж них В ревущем пламени и дыме В ревущем пламени и дыме И всеми силами своими И всеми силами своими
Не на троне- на ее руке, Не на троне- на ее руке, Тонкой ручкой обнимая шею, Тонкой ручкой обнимая шею, Взор во взор, щекой припав к щеке, Взор во взор, щекой припав к щеке, Неотступно требует... Немею, Неотступно требует... Немею, Нет НИ сил, ни слов на языке... Нет НИ сил, ни слов на языке... А она в тревоге и печали А она в тревоге и печали Через зыбь грядущего глядит Через зыбь грядущего глядит В мировые рдеющие дали, В мировые рдеющие дали, Где престол пожарами повит. Где престол пожарами повит. Ты напутствовала пред концом Ты напутствовала пред концом Ратников в сверканье литургии... Ратников в сверканье литургии... Страшная история России Страшная история России Вся прошла перед Твоим лицом. Вся прошла перед Твоим лицом. Но слепой народ в годину гнева Но слепой народ в годину гнева Отдал сам ключи своих твердынь, Отдал сам ключи своих твердынь, И ушла Предстательница- Дева И ушла Предстательница- Дева Из твоих поруганных святынь. Из твоих поруганных святынь.
Вопросы: 1. Что объединяет 2-х художников М.Волошина и К.Петрова-Водкина? 1. Что объединяет 2-х художников М.Волошина и К.Петрова-Водкина? 2. Что общего в их подходе к изображению революции и гражданской войны? 2. Что общего в их подходе к изображению революции и гражданской войны? 3. Что можно сказать о творческом методе художников? 3. Что можно сказать о творческом методе художников? 4. Почему М.Волошин назвал Россию «распятой»? В чем смысл метафоры? 4. Почему М.Волошин назвал Россию «распятой»? В чем смысл метафоры?
Домашнее задание: нужно написать сочинение о том, какой вам видится судьба России в 21 веке. Назовите его «Судьба России». Объем и жанр произвольны нужно написать сочинение о том, какой вам видится судьба России в 21 веке. Назовите его «Судьба России». Объем и жанр произвольны