Время глагола
Исследовательская работа Тема: время глагола. Постановка проблемы: 1. Выяснить, для чего нужно знать время глагола? 2. Узнать от чего зависит время глагола? 3. Что нужно знать, чтобы определить время глагола?
План решения проблемы Прослушать информацию о времени Провести наблюдение над употреблением глагола Зафиксировать результаты в таблице На основе наблюдения сделать вывод и составить алгоритм определения времени глагола
Время летит. Время разум дает. Делу время, потехе час.
Задание. Прочитайте текст. На что обратили внимание? 1. Зимой солнце поздно вставать. Трещать морозы. На земле лежать снег. 2. Весной лучи солнца греть землю. Бежать по дорогам ручьи. Кричать на деревьях грачи. 3. Летом землю припекать солнце. Созреть плоды. Поспевать урожай.
Гипотеза Предположим, время глагола зависит от момента действия. Возможно, к глаголу нужно поставить вопрос.
В какой момент речи происходят действия? На какие вопросы отвечают глаголы?
что делал? что сделал? прошедшее время настоящее время что делает? в момент речи будущее время что сделает? что будет делать? после момента речи Время глагола до момента речи
Время глагола Опора 4 Чтобы определить время глагола, нужно: 1. Поставить к слову вопрос. 2. Подумать, когда происходит действие. 3. Если действие происходит в момент речи (сейчас) и вопрос что делает? – то глагол стоит в настоящем времени. 4. Если действие произойдет после момента речи (позднее, потом) и вопрос что сделает? будет делать? – то глагол стоит в будущем времени. 5. Если действие произошло до момента речи и вопрос что делал? что сделал? – то глагол стоит в прошедшем времени.
Дидактическая игра « Грамматическое лото» В хвойных лесах нашей области обитают разные птицы. Особое место среди них занимают клесты. Задорно и весело звучат их песни весной.
На Баренцевом море скоро оживут птичьи базары.
На каменистых базарах соберутся десятки тысяч моевок и кайр.
Кречет приспособился к жизни в Заполярье.
Зимой он охотился на белых куропаток.
Парил по небу за чайками и куликами.
(1 группа) Клевать носом - ….. (2 группа) Унести ноги - …… (3 группа) Бить баклуши - ….. Н.Ф. – прош.вр., наст.вр., буд.вр.
Молодцы!