Государственно-общественное управление в сфере образования. Основные понятия, нормативно- правовая база, история и опыт становления
Государственное управление образованием Учредитель Управление образования Руководитель (директор)
Государственно- общественное управление образованием Учредитель Управление образования Руководитель (директор) + Общественность
Взаимодействие – это форма отношений, в которой реализуются действия каждого из партнеров, характеризуемых общностью в понимании ситуации, единым смыслом действий, солидарностью и согласием государство общество взаимодействие
Государственно-общественное управление образованием – один из видов взаимодействия государства и общества, основная функция которого заключается в обеспечении реализации и удовлетворении образовательных потребностей общества; основано на добровольном принятии государством и гражданами определенных обязательств в управлении образованием.
Переход к государственно-общественному управлению способствует: усилению открытости образовательных систем; уменьшению степени централизации управления образованием; повышению роли функции обеспечения инноваций в системе образования; переходу в системе образования к договорным отношениям; развитию общественных инициатив в сфере образования; созданию «горизонтальных» управленческих структур (Управляющих советов) и др.
Отличительные признаки ГОУ образованием: наличие представителей общественности; наличие полномочий по принятию решений, касающихся деятельности школы, т.е. управленческих полномочий, закрепленных в уставе организации; делегирование части властных полномочий образовательного учреждения государственно- общественному органу управления, представляющему интересы определенных групп общественности: планирование, контроль, оценка результата деятельности (общественная экспертиза).
Общественное участие в управлении образованием: формирование и предъявление гражданского заказа; согласование стратегии реализации заказа; организация всесторонней поддержки; анализ и оценка реализации заказа на практике. Гражданский заказ это потребности, интересы, запросы, имеющие отношение к образованию, которые могут быть предъявлены в любой форме.
Зарубежный опыт (стран Европы) государственно - общественного управления образованием Общественные органы с совещательной функцией (Бельгия, Германия, Норвегия) Общественные органы с определенными полномочиями в принятии решений (Франция, Италия, Дания) Общественные органы с полномочиями школьного управления (Англия, Ирландия, Швеция)
Государственно-общественное управление в сфере образования: нормативно-правовая база, опыт становления
«Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года» (Распоряжение Правительства РФ от 29 декабря 2001 г р) «…в процессе модернизации предстоит обеспечить, во-первых, открытость образования как государственно - общественной системы и, во-вторых, переход от патерналистской модели к модели взаимной ответственности в сфере образования, к усилению роли всех субъектов образовательной политики и их взаимодействия»
«О поддержке инициативы общеобразовательных учреждений, органов управления образованием по апробации ими модели управляющих советов общеобразовательных учреждений» (письмо Министерства образования АФ-144 от ) «…усиление общественного участия в управлении общеобразовательными учреждениями является одним из важнейших направлений развития российского образования»
«Методические рекомендации по функциям, организации и работе управляющих советов общеобразовательных учреждений для использования в проводимой органами управления образованием, органами местного самоуправления и общеобразовательными учреждениями работе» (Приложение к письму Минобразования России от 14 мая 2004 г /13)
«Основные направления деятельности Правительства РФ на период до 2012 года» (постановление Правительства РФ от 17 ноября 2008 г р) «… будет обеспечено широкое внедрение государственно- общественных форм управления в системе общего образования…»
Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» (04 февраля 2010 г. Пр-271) «…создаваемые в школах общественные управляющие советы …должны обладать реальными возможностями влиять на решения по ключевым вопросам в жизнедеятельности школы»
1.8. «Создание условий для распространения моделей государственно-общественного управления образованием» Федеральная целевая программа развития образования на г.
« С введением нового стандарта родители … будут более активно вовлечены в управление школой…» И.Реморенко, директор Департамента стратегического развития Минобрнауки России
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29 декабря ФЗ) Ст 3. «…демократический характер управления образованием, обеспечение прав педагогических работников, обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся на участие в управлении образовательными организациями;»
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29 декабря ФЗ) Ст. 89 «…Управление системой образования осуществляется на принципах законности, демократии, автономии образовательных организаций, информационной открытости системы образования и учета общественного мнения и носит государственно- общественный характер »
Почему это необходимо? Что имеется? Что препятствует? Что необходимо сделать? Государственно- общественное управление образованием