Конституциональный (индивидуально- типологический подход) в физическом воспитании учащихся. Мошкова М.Ю., учитель ФК, МОУ лицей 1.
Цель: Внедрить в образовательный процесс по физическому воспитанию технологию физической подготовки, учитывающую индивидуально-типологические особенности учащихся и дифференцированную оценку двигательных тестов.
Задачи: Познакомиться с научно-исследовательскими работами по данной проблеме ученых, практиков и возможностью их внедрения в образовательный процесс по физическому воспитанию в лицее 1. Создать необходимые условия для практического применения типологического подхода в обучении. Организовать учебный процесс по физическому воспитанию с учетом индивидуально-типологических особенностей учащихся. Оценивать двигательную подготовленность учащихся при строгом учете особенностей телосложения в соответствии с типологическими стандартами. Провести углубленный сравнительный анализ методики и результатов обучения. Разработать рекомендации по планированию, средствам и методам обучения, диагностике и контролю результатов обучения.
Особенности методики : представителям каждого типа телосложения предлагаются те физические нагрузки, которые наиболее соответствуют врожденным задаткам занимающихся; применяется индивидуально-групповой способ проведения занятий или метод круговой тренировки; двигательная подготовленность учащихся оценивается при строгом учете особенностей телосложения в соответствии с типологическими стандартами.
Программа по внедрению конституционального (индивидуально-типологического) подхода в физическом воспитании школьников в МОУ лицей 1 г. Южно-Сахалинска. Область применения: технология физической подготовки. школьников. Объект инновации: учебно-воспитательный процесс. Вид инновации: внедрение передового опыта работы. Правовой статус инновации: внутришкольный. Диагностический инструментарий: 1. Таблица весо-ростовых индексов для определения типов телосложения учащихся.(автор - С.П.Левушкин, кандидат биологических наук, доцент. Ульяновский государственный университет). 2. Дифференцированные таблицы по оценке двигательных тестов и таблица сенситивных периодов для учащихся, проживающих в районах крайнего севера, либо приравненных к ним. (автор - Е.М. Лапицкая, КПН, доцент, старший научный сотрудник Института возрастной физиологии РАО).
Результаты работы по программе: Проведен подбор и анализ литературных источников, в результате чего был создан электронный информационный банк научно-методических статей по данной теме. Выступление на заседании творческой группы учителей физической культуры, научно-методическом совете, на лицейских педагогических чтениях МОУ лицея 1, семинаре для учителей физической культуры г. Южно-Сахалинска, областной научно-практической конференции «Влияние национального проекта «Образование» на процесс модернизации региональной и муниципальной систем образования». Разработан учебно-методический комплекс: календарно- тематическое планирование; журнал учителя физической культуры; информационные материалы для учащихся; положение о контрольно-оценочной деятельности, карты диагностики типов телосложения.
Проведены лекции-беседы и практические занятия с учащимися по основам знаний о конституциональных особенностях учащихся и методике развития двигательных качеств с учетом типа телосложения. Внедрены ежегодные (2 раза в год) антропометрические измерения и определение типов телосложений учащихся. Внедрено тестирование двигательных качеств учащихся с оценкой результатов на основе типологически адекватных шкал. Проведен сравнительный анализ качества тестовых испытаний «Президентских тестов» и качества тестовых испытаний по типологическим шкалам. Разработана технология реализации индивидуального подхода в физическом воспитании школьников.