1 Исследовательская и проектная деятельность учащихся
Повестка Этапы работы над проектом Виды проектов Структура, оформление проекта 2
Новикова Т.Г., Прутченков А.С. 3 "Передо мной открылась удивительно богатая, неисчерпаемая по красоте грань педагогического мастерства – умение учить детей думать. Это открытие вдохновляло меня, я переживал необыкновенное счастье творчества". В.А.Сухомлинский
4 Знание некоторых принципов легко возмещает незнание некоторых фактов. К.Гельвеций В погоне за знаниями мы утратили мудрость. Т. Эллиот
5 Качества, необходимые человеку для любой профессиональной деятельности Д.Равена способность брать на себя ответственность по собственной инициативе; способность проявлять инициативу, не спрашивая других, следует ли это делать; готовность замечать проблемы и пути их решения; способность работать самостоятельно, без постоянного руководства ;
6 Качества, необходимые человеку для любой профессиональной деятельности Д.Равена умение анализировать новые ситуации и применять уже имеющиеся знания для такого анализа; способность осваивать какие-либо знания по собственной инициативе; умение принимать решения на основе здравых суждений, то есть не располагая необходимым материалом и не имея возможности обрабатывать информацию (математически).
7 Основная задача школы «Научить не усваивать и не впитывать в себя определенные факты и правила, а действовать; упражнять ребенка в умении ставить себе задачи, выполнять, доводить до конца намеченные проекты»
8 Исследовательская и проектная деятельность Креативный Компетентный Социализированный
9 Направление работы над проектом разрешение конкретной, причем социально значимой проблемы – исследовательской, информационной, практической.
10 Исследовательская работа обучающихся – обязательное условие каждого проекта.
11 Проект – это пять «П» Проблема Проектирование (планирование) Поиск информации Продукт Презентация Шестое «П» проекта – это его портфолио
12 Типология проектов По доминирующей в проекте деятельности: исследовательской,поисковой,творческой, ролевой, прикладной (практико- ориентированной), ознакомительно- ориентировочной и т.д. По предметно-содержательной области: монопроект, междлредметный проект;
13 Типология проектов По характеру контактов: среди участников одного класса, одной школы, города, региона, страны, разных стран; По количеству участников проекта; По продолжительности проекта.
14 Практико-ориентированный проект Проект нацелен на решение социальных задач. Эти проекты отличает четко обозначенный с самого начала результат деятельности. Форма конечного продукта разнообразна – от учебного пособия для кабинета физики до пакета рекомендаций по восстановлению экономики России. Ценность проекта – реальность использования продукта на практике, способность решать заданную задачу.
15 Исследовательский проект Проект по структуре напоминает научное исследование. Включает в себя обоснование: актуальности, постановку задач,обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение и анализ полученных результатов. Использование методов современной науки: лабораторный эксперимент, моделирование, социалогический опрос и др.
При выполнении исследовательского проекта Важно избежать превращения его в реферат. Не создавать у детей представления об исследовательской деятельности как о сборе чужих мыслей. Мало изучить какие-то работы и грамотно изложить их содержание, необходимо выработать и представить собственную точку зрения на источники информации, определить цель исследования и его методику. 16
17 Информационный проект Направлен на сбор информации о каком-либо объекте или явлении с целью анализа, обобщения и представления информации. Требует хорошо продуманной структуры и возможности ее коррекции по ходу работы. Выход проекта- публикации в СМИ, методическое пособие.
18 Творческий проект Предполагает максимальную свободу и нетрадиционный подход к его выполнению и презентации результатов. Продукт – альманах, театрализация, спортивные игры, произведения изобразительного, декоративно-прикладного искусства, видеофильм и т.д.
19 Успех исследовательской деятельности зависит от: Предварительная подготовка по методике исследовательской деятельности Качественное руководство деятельностью Ознакомление с системой оценивания Создание условий для проведения и реализации исследования Проведение независимой экспертизы самой работы и ее защиты
20 Роль учителя снабжение детей всякого рода материалами, справочниками, инструментами и пр.; обсуждение различных способов преодоления возникших затруднений путем косвенных, наводящих вопросов; одобрение или неодобрение различных фаз рабочей процедуры.
21 Характеристики учителя, способствующие развитию креативного мышления (Торранс) Признание ценности творческого мышления; Развитие чувствительности детей к стимулам окружения; Свободное манипулирование объектами и идеями; Умение дать конструктивную информацию о творческом процессе; Умение развивать конструктивную критику, но не критиканство; Поощрять самоуважение; Рассеивать чувство страха перед оценкой и т.д.
22 Основные этапы исследования: Выбор темы исследования Определение методов исследования Сбор материала Анализ и обобщение собранного материала Формулировка выводов Формулировка цели исследования Определение задач Постановка проблемы
23 Методы исследования Теоретические: Анализ Синтез Аналогия Моделирование Эмпирические: Наблюдение Эксперимент Опросы Анкетирование Интервьюирование
24 Структура исследовательских работ школьников Титульный лист Оглавление Введение Основная часть Заключение Список использованных источников и литературы Приложения (если есть)