Основные стратегии современного образования Кошелева Любовь Александровна, к.п.н., доцент кафедры теории и методики преподавания языков и литературы АКИПКРО
Образовательная система Советского Союза 60-Е ГОДЫ – ЛИДЕР - ПО ГЛУБИНЕ И ОСНОВАТЕЛЬНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ; - ПО КАЧЕСТВУ ЗНАНИЙ ШКОЛЬНИКОВ; 70-Е ГОДЫ – СИТЕМА УТРАТИЛА ДИНАМИЗМ, РЕФОРМЫ НОСИЛИ КОСМЕТИЧЕСКИЙ ХАРАКТЕР
80-Е ГОДЫ Отставание в области индивидуализации и дифференциации образования; - «утечка» мозгов; - феминизация школы. 90-е годы - разрушение дошкольных учреждений, системы воспитания ; - образование стало более мобильным, демократичным и вариативным
Новое педагогическое мышление 1) Учащийся не объект формирования, а S, обладающий: свободой; самостоятельностью; инициативой; ответственностью. 2) Задача учителя – создавать условия для становления субъектности учащегося.
Образовательна я задача Воспроизводство культуры ( традиционное образование) Подготовка к успешной жизни в социуме ( компетентностный подход) Становление и развитие индивидуальности ( антропологический подход) Содержание образования Передача опыта: знаний, умений, навыков Формирование способности и готовности к деятельности Порождение, осознание и использование СВОЕГО способа образования Организация практики образования Образовательная программа: перечень учебных дисциплин и учебных тем Образовательная программа: деятельность по освоению компетенций – проба, изучение, применение Индивидуальная образовательная программа Оценка качества образования Унификация требований к процессу и результату. Соответствие НОРМЕ Дифференцированны е требования к процессу и результату. Соответствие ЦЕЛИ Индивидуализирова иные требования к процессу и результату. Соответствие ЗАПРОСУ
«Школа»-конвейер Линейное расписание Педагоги- предметники Технологии массового обучения Закрыта для внешнего воздействия «Школа»-профиль Модульные программы Педагогические команды Технологии продуктивного обучения Учитывает запрос и ресурсы внешней среды «Школа»-среда Индивидуальные маршруты Тьюторы Технологии индивидуализированного обучения Использует внешнюю среду для образования Организация образования
Новые требования к системе образования: ФГОС общего образования Предметные знания и умения Компетентности (метапредметные УУД) Личностное развитие Результат Включение в деятельность Индивидуализация Разработка и презентация продукта Процесс Вариативность, доступность, оптимизация Учет интересов и заказов разных субъектов среды Взаимодействие в среде Условия
Индивидуализация Это процесс накопления, осознания и использования человеком возможностей и особенностей своей индивидуальности для решения задач образования и жизнедеятельности.
Школа в переводе с латыни лестница, это духовное восхождение человека. Мы строим здание и называем его школой только потому, что нет другого слова. На самом деле Школа в Учителе. А Учитель в переводе с санскрита означает «носитель света». Амонашвили Ш.А.
Воспитание должно означать питание духовной оси, питание душ. То есть в школе через питание оси происходит восхождение, становление того самого главного в человеке, что и составляет всю суть его личности - души и духовности.