«Технология формирования выразительного чтения у учащихся третьего класса» Либанова Ирина Викторовна
Цель исследования: на основе теоретико-экспериментального исследования проверить эффективность технологии формирования выразительного чтения учащихся третьего класса.
Объект исследования: процесс формирования навыка чтения у младших школьников. Предмет исследования: технология формирования выразительного чтения у учащихся третьего класса.
Гипотеза: процесс формирования выразительного чтения у учащихся третьего класса может быть более эффективным если: создана и реализована технология формирования выразительного чтения у учащихся третьего класса состоящая из четырёх модулей: целевого, содержательного, процессуально- деятельностного и диагностика-результативного; при определении содержания будет учтена специфика выразительного чтения, как одного из качеств навыка чтения.
1. Проанализировать состояние проблемы по формированию выразительного чтения у младших школьников в психолого-педагогической и методической литературе. 2. Уточнить критерии и показатели сформированности выразительного чтения у учащихся третьего класса, выявить исходный уровень. 3. Разработать и проверить эффективность технологии формирования выразительного чтения у учащихся третьего класса. Задачи исследования:
Выразительность это способность средствами устной речи передать слушателям главную мысль произведения и свое собственное отношение к нему. Выразительно прочитать текст – это «значит», - как пишет Л. А. Горбушина - найти в устной речи средство, с помощью которого можно правдиво, точно, в соответствии с замыслом писателя, передать идеи и чувства, вложенные в произведение. Таким средством является интонация
Интонация совокупность совместно действующих элементов звучащей речи, главнейшими из которых – ударение, темп и ритм речи, паузы, повышение и все вместе обуславливаются содержанием произведения, его «зарядом», а также целями, которые в данный конкретный момент поставлены чтецом.
Показатели и критерии сформированности выразительного чтения у учащихся третьего класса Сила голоса Умение предавать в речи, в зависимости от содержания текста уровень громкости Темп речи Умение ускорять и замедлять темп речи в зависимости от содержания текста с учетом пауз между речевыми структурами Тембр речи Умение передавать в речи экспрессивно-эмоциональные оттенки (грустно, весело и т.д.) Мелодика речи Умение передавать в речи различные оттенки (певучесть, мягкость, нежность, грубость) повышением и понижением голоса при прочтении фразы, умение передавать свои чувства, регулировать интонацию вопроса, восклицания. Паузы Умение расставлять короткую паузу (на счет 1), среднюю паузу (на счет 1,2), длинную паузу Логическое ударение Умения определять голосом логические ударения и обозначать сильное ударение ( ____), слабое ( )
Уровни сформированности выразительного чтения у учащихся третьего класса Баллы Характеристика силы голоса 3 балла - высокий уровень Учащийся способен в одном четверостишии по ходу произношения и в зависимости от содержания без особых усилий повышать или понижать силу голоса, учитывает задание и способен регулировать громкость, начиная тихо и заканчивая громко 2 балла – средний уровень По ходу произношения и в зависимости от содержания проговариваемого четверостишия с небольшими затруднениями способен повышать или понижать силу голоса; при чтении текста испытывает некоторые трудности в регулировке громкости голоса 1 балл – низкий уровень Произносит с одинаковой силой голоса
Характеристика темпа речи 3 балла - высокий уровень Учащийся при воспроизведении четверостишия в зависимости от содержания задания самостоятельно (без вспомогательных жестов экспериментатора) регулирует темп речи; без особых усилий способен ускорять и замедлять темп речи в зависимости от содержания текста с учетом пауз между речевыми структурами. 2 балла – средний уровень При воспроизведении четверостишия в зависимости от содержания задания учащийся регулирует темп речи при помощи вспомогательных жестов экспериментатора; с трудом способен ускорять и замедлять темп речи в зависимости от содержания текста с учетом пауз между речевыми структурами. 1 балл – низкий уровень Учащийся при воспроизведении четверостишия в зависимости от содержания задания не регулирует темп речи даже при помощи вспомогательных жестов экспериментатора; а также не способен ускорять и замедлять темп речи в зависимости от содержания текста с учетом пауз между речевыми структурами.
Характеристика тембра речи 3 балла - высокий уровень Учащийся в соответствии с заданием при помощи интонации, мимики, жеста способен передать в голосе различные эмоциональные состояния (грусть, радость, страх, озабоченность); способен различать на слух по-разному тембрально окрашенные фразы (от грубого голоса медведя или волка до тонкого, нежного голоса мышки); способен передать в голосе характерные черты изображаемого персонажа (лисы, свиньи, быка, мышки и др.); способен определить, кому принадлежит данный голос, способен прокомментировать свой ответ. 2 балла – средний уровень С заданием справляется частично: учащийся в соответствии с заданием воспроизводит отрывки из сказок, но с мало выраженной эмоциональностью, или не учитывает установку на задание, лишь частично подкрепляет другими выразительными средствами (жесты, мимика); способен различать на слух по-разному тембрально окрашенные фразы (от грубого голоса медведя или волка, до тонкого, нежного голоса мышки), но сам передает в голосе только резко отличающиеся по тембру ноты (например, затрудняется в передаче тембра голоса персонажей с похожими голосами - медведя, волка, быка); способен определить, кому принадлежит данный голос, способен прокомментировать свой ответ.
1 балл – низкий уровень Учащийся в соответствии с заданием при помощи интонации, мимики, жеста с трудом передает в голосе различные эмоциональные состояния (грусть, радость, страх, озабоченность); с трудом различает на слух по-разному тембрально окрашенные фразы (от грубого голоса медведя или волка, до тонкого, нежного голоса мышки); не способен передать в голосе характерные черты изображаемого персонажа (лисы, свиньи, быка, мышки и др.); с трудом определяет, кому принадлежит данный голос, не способен прокомментировать свой ответ. Характеристика мелодики голоса 3 балла - высокий уровень Учащийся при воспроизведении стихотворения передает интонацию просьбы, вопроса, недовольства, раздражения, а также способен передать эмоциональное состояние при помощи повышения и понижения тона; без особых усилий способен передавать в речи различные оттенки (певучесть, мягкость, нежность, грубость) повышением и понижением голоса при произнесении фразы.
2 балла – средний уровень При воспроизведении стихотворения учащийся испытывает затруднения при передаче интонации просьбы, вопроса, недовольства, раздражения, а также не полностью передает эмоциональное состояние при помощи повышения и понижения тона; испытывает трудности при передаче в речи различных оттенков (певучести, мягкости, нежности, грубости) повышением и понижением голоса при произнесении фразы; при произнесении фразы требуется помощь вспомогательных жестов экспериментатора 1 балл – низкий уровень Учащийся рассказывает четверостишие монотонным голосом; при воспроизведении стихотворения не передает интонации просьбы, вопроса, недовольства, раздражения, а также не передает эмоционального состояния при помощи повышения и понижения тона; мало выражена эмоциональная сторона речи, не удается рассказывание по ролям.
Характеристика расстановки пауз 3 балла- высокий уровень Учащиеся расставили все паузы 2 балла- средний уровень Допустили 1-2 ошибки 1 балл- низкий уровень Не расставили паузы Характеристика расстановки логических ударений 3 балла - высокий уровень Выделяют важные для понимания смысла высказывания слова. 2 балла – средний уровень Допускают 1-2 ошибки 1 балл- низкий уровень Не выделяют важные для понимания смысла высказывания слова.
Уровень сформированности выразительного чтения у учащихся третьего класса Уровень Характеристика уровня Высокий Речь обучающегося уверенна, эмоционально окрашена,учащийся способен повышать и понижать тон и силу голоса, ускорять и замедлять темп речи, использовать в речи различные категории интонации, в зависимости от содержания текста регулировать свой голос. Средний Речь обучающегося не всегда эмоционально окрашена, не всегда способен регулировать повышение и понижение тона и высоты голоса, имеет затруднение в управлении темпом речи, в зависимости от содержания текста, не всегда удается полностью регулировать свою интонацию. Низкий Речь монотонна, не естественна, не передает экспрессивно-эмоциональные оттенки, не способен управлять скоростью речи и силой голоса. В «новых» условиях голос дрожит.
Результаты констатирующего этапа эксперимента
Целевой модуль Цель: развитие выразительного чтения у учащихся 9-10 лет. Задачи: 1) учить пользоваться интонационными средствами выразительности; 2) научить использовать интонационные средства выразительности при чтении и в собственной речи. Содержательны й модуль 1. блок – направлен на обучение учащихся пользоваться интонационными средствами выразительности; 2. блок – направлен на отработку умения использовать интонационные средства выразительности;
Процессуально- деятельностный модуль Этапы работы: 1. Подготовительный этап – формирование понятия об интонации, об ее элементах. 2. Основной этап – отработка умений использовать средства интонационной выразительности. при чтении (темп, силу голоса, тон, паузы, логическое ударение) 3. Заключительный этап – закрепление и совершенствование умения использовать в речи средства интонационной выразительности. Участники образовательного процесса: учащиеся 3 класса Средства: учебники и учебные пособия, книги для чтения, хрестоматии, раздаточный материал Методы: словесные (беседа, рассказ учителя), практические (упражнения), поисковые (частично- поисковый) Этапы технологии: поэтапная реализация каждого блока Диагностико- результативный модуль Результат: повышение уровня сформированности выразительного чтения у учащихся 3 класса. Диагностические методы: проверочные (диагностические) задания, тестирование.
Результаты уровня сформированности выразительного чтения учащихся на констатирующем и контрольном этапе эксперимента Констатирующий эксперимент Контрольный эксперимент Уровни Экспериментальный класс Контрольный класс Экспериментальный класс Контрольный класс Высокий 7/28%5/20%13/52%5/20% Средний 11/44%12/48%9/36%13/52% Низкий 7/28%8/32%3/14%7/28% Итого:100%
Уровни сформированности выразительного чтения на констатирующем и контрольном этапе эксперимента у учащихся контрольного и экспериментального класса. Констатирующий эксперимент
Благодарю за внимание!