Предшкольная подготовка как условие обеспечения равных возможностей детей старшего дошкольного возраста для последующего обучения в начальной школе
Из Приоритетных направлений развития образовательной системы Российской Федерации (утв. 9 декабря 2004 г.): Необходимость выравнивания стартовых возможностей детей из разных социальных групп и слоев населения свидетельствует о целесообразности создания условий для массового образования детей старшего дошкольного возраста ("предшкольное образование"), для обеспечения доступности дополнительного образования детей, ориентированного на формирование успешности ребенка, развитие его индивидуальных способностей. Исходя из проблемы выравнивания стартовых возможностей детей из разных социальных групп и слоев населения, целесообразно апробировать следующую структуру общего образования: 1. "Предшкольное образование" (1 год). 2. Начальная школа (4 года). 3. Основная школа (5 лет). 4. Профильная школа, лицей, гимназия (2 года).
Приложение к письму Министерства образования и науки РФ от «Актуальные задачи современной модели образования»
Предшкольное образование- образование детей старшего дошкольного возраста (5 - 6,5 лет) с целью обеспечения равных возможностей для последующего обучения в начальной школе. В настоящее время утверждение предшкольного образования в качестве отдельного уровня общего образования находится на стадии обсуждения. (Из Концепции Федеральной целевой программы развития образования на годы (утв. 3 сентября 2005 г.)
выравнивание возможностей учащихся (увеличение количества детей в возрасте лет, получающих дошкольное образование в соответствии с практикой развитых стран, уменьшение количества неуспевающих и второгодников в начальной школе
Предшкольное образование должно помочь ребенку легко и свободно «войти» в первый класс, сформировать у него содержательный образ школьника, подготовить его к новому типу отношений со взрослыми, сверстниками и самим собой – учебному сотрудничеству
цель предшкольного образования - общее, интеллектуальное, физическое развитие детей в возрасте 5-6 лет (при необходимости и 7 лет), обеспечение их готовности к усвоению знаний, умений и навыков в начальном звене общеобразовательной школы, равной стартовой позиции всем детям перед поступлением в школу
задачи: Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей. Обеспечение интеллектуального и личностного развития детей, забота об их эмоциональном благополучии. Формирование коммуникативных умений, произвольности поведения, доброжелательности, умения взаимодействовать с педагогом и сверстниками. Формирование и развитие основных познавательных процессов (восприятия, внимания, воображения, памяти, мышления, речи ). Формирование отдельных приемов учебно-познавательной деятельности (умение ориентироваться в задании; выполнять необходимые действия; осуществлять самоконтроль). Развитие тонкой моторики руки и зрительно - двигательных координаций. Взаимодействие с семьёй в целях обеспечения благоприятных условий для полноценного развития ребёнка.
Направления предшкольной подготовки подготовка к обучению грамоте (умение слушать звуки, оперировать ими, кодировать звуки); развитие связной, грамматически и фонетически правильной речи; развитие элементарных математических представлений; ознакомление с окружающим миром; введение в мир детской художественной литературы; физическое развитие; изобразительная деятельность (рисование, лепка, аппликация).
принципы: Охват всех 5 6 летних детей, независимо от социального положения, обеспечение равной стартовой позиции для всех перед поступлением в школу. Преемственность семьи и детства в подготовке детей к школе. Психолого - педагогическое просвещение родителей. Согласованность программ и базисных учебных планов предшкольного и школьного образования. Использование ведущих принципов дидактики.
принципы: Сочетание возрастного и индивидуального подходов в воспитании и обучении. Обеспечение оптимальной нагрузки на ребёнка. Личностно - ориентированное взаимодействие взрослых с детьми. Учёт специфических видов деятельности для детей дошкольного возраста при организации учебно- воспитательного процесса. Забота о психическом, физическом здоровье, эмоциональном благополучии, Оптимальное сочетание индивидуальной и совместной деятельности Создание развивающей среды предшкольной подготовки. Компетентность педагогов.