Единственное и множественное число имен существительных Имена существительные, обозначающие один предмет, находятся в единственном числе. Имена существительные, обозначающие один предмет, находятся в единственном числе. Имена существительные, обозначающие несколько предметов, находятся во Имена существительные, обозначающие несколько предметов, находятся во множественном числе.
Заполнить таблицу по образцу Падежи И. п. воробьи цветы листья Р. п. воробьёв Д. п. В. п. листья Т. п. П. п. о цветах
Проверь ! При склонении имена сущ. во множественном числе не делятся на 1,2,3 склонение. Падежи И. п. воробьи цветы листья Р. п. воробьёв цветов листьев Д. п. воробьямцветамлистьям В. п. воробьёв цветы листья Т. п. воробьямицветамилистьями П. п. о воробьях о цветах о листьях
Образуйте форму множественного числа от формы единственного числа Именительный падеж (ед.ч.) Именительный падеж (мн.ч.) Родительный падеж(мн.ч.) апельсин помидор торт договор солдат тренер
Образуйте форму множественного числа от формы единственного числа Именительный падеж (ед.ч.) Именительный падеж (мн.ч.) Родительный падеж(мн.ч.) апельсин апельсины апельсинов помидор помидоры помидоров торт торты тортов договор договоры договоров солдат солдаты солдат тренер тренеров
ТЕМА урока МНОЖЕСТВЕННОЕ ЧИСЛО ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ
ЦЕЛЬ УРОКА : формировать знания об особенностях написания и употребления форм множественного числа существительных ;
Задачи : Научиться самостоятельно определять окончания имён существительных в форме множественного числа ; умение пользоваться словарями ; формировать речевую культуру. :
«Выбора или выборы»? «Договора или договоры»? М. В. Ломоносов. К.И. Чуковский.
М. В. Ломоносов утверждал, что «русские люди предпочитают окончание «а» «скучной букве» «и». ВыборА, договорА, ЛекторА, как и облакА, островА, лесА, вместо облако, островы, лесы. Прошло 100 лет и русские люди перестали говорить домы, докторы,учители, профессоры, слесари и охотно заменили их формами: домА, учителЯ, докторА, профессорА, слесарЯ. К. И. Чуковский писал, в этом произношении слышалось что-то удалое, бесшабашное...
Следующее поколение. Придало ту же залихватскую форму новым десяткам слов, таким как : бухгалтеры, томы, актеры, тополи, лагери… Если бы А.Чехов услышал слово томА, он подумал бы, что речь идёт о французском композиторе Амбруазе ТомА.
Ещё через несколько лет Чуковский услышал следующее. ШоферА, авторА, библиотекарЯ, секторА, скорости ВыходА, супА, матерЯ, дочери, секретарЯ, плоскости, площади «Протестовать против этих уродливых слов бесполезно… Происходит стихийно замена безударного окончания Ы(И) окончанием А(Я)».
Почему так происходит? Кондитеры – тортА. Рестораны – супА. Домовые управления – площади. Трактористы – тракторА, скорости. Пожарные – факелА. Электрики – кабелЯ. Певчие – тенорА. Эта форма чаще всего упоминается в профессиональном (иногда очень узком) кругу. Остановить этот бурный процесс до сих пор остаётся бесплодным.
Именительный падеж множественного числа Женский род Мужской род Средний род Книга, буква, тетя Словарь, алфавит ; Профессор, Слово, предложение - а, -( я ) Нулевое окончание - о, (- е )
Составьте и запишите словосочетания листы листья Зубы зубья
Много Яблок помидоров Носков чулок
Запомни! Пара чулок, носков; нет простынь и простыней, полотенец, кед, блюдец, дел.
Шкала оценивания теста 5 правильных ответов оценка «5» 4 правильных ответа оценка «4» 3 правильных ответа оценка «3» 2 и менее правильных ответа оценка «2»
Шкала оценивания теста 5 правильных ответов оценка «5» 4 правильных ответа оценка «4» 3 правильных ответа оценка «3» 2 и менее правильных ответа оценка «2»
Культура речи – это один из показателей эрудиции, воспитания, духовной культуры в целом. «Язык что одежда», - говорит некий английский лингвист. Каждый человек должен быть требовательным к своей речи.
Домашнее задание. 1 группа: Задание на карточках: 1)Поставить слова в форму множественного числа: ректор, сторож, бухгалтер, шулер, невод, учитель. 2)Поставить слова в форму родительного падежа: погоны, румыны, абрикосы, гусары, гектары, баклажаны. 3) упражнение 550 по заданию. 2 группа: 1)упражнение 550 по заданию; Задание для всех: Параграф 98, памятки знать