И зучение «жизни языка» во всем ее своеобразии позволяет формировать языковую компетенцию учащихся, развивает лингвистическое мышление, языковое чутье, коммуникативную грамотность Л. И. Луговая
Муниципальное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 6 села Архангельского Буденновского района» Ставропольского края
В основе моего опыта- комплексная работа с текстом, направленная на развитие творческих способностей учащихся, на формирование умений и навыков не только воспринимать текст, но и создавать новый. Тексты для комплексного анализа подобраны с учетом интересов учащихся. А система заданий составлена так, чтобы дети смогли увидеть в тексте то самое главное, ради чего он создан; приобщиться к духовным и нравственным ценностям русской культуры
- развитие навыков анализа, оценки и построения коммуникативно- мотивированного высказывания и навыков применения информативного содержания прочитанных текстов в целях реальной коммуникации
развивать когнитивные умения и навыки, необходимые для овладения различными видами чтения: изучающим, ознакомительным, поисковым, просмотровым развивать на базе работы с текстом такие качества речи, как уместность, логичность, последовательность, точность; научить самостоятельно создавать новые тексты заданного предметно-тематического типа; Задачи: познакомить с различными критериями оценки и научить применять их на практике; научить извлекать из текста-источника необходимую информацию; -систематизировать и обобщить имеющиеся знания, познакомить учащихся с базовыми понятиями теории текста и теории коммуникации;
Решение данной проблемы является актуальным в связи с внедрением в систему школьного образования новой формы аттестации- ЕГЭ Решение данной проблемы является актуальным в связи с внедрением в систему школьного образования новой формы аттестации- ЕГЭ
Коммуникация, коммуникативный акт, адресат коммуникации, коммуникативное намерение, коммуникативная функция, ситуация общения, коммуникативные роли, коммуникативная единица; Текст, его признаки: цельность, смысловая законченность, лингвистическая организованность, связность, членимость; структура текста; Типология текстов, типологизирующие признаки, понятие «тип текста» и основные типы текстов; Операции над текстом: смысловой анализ текста-источника, восстановление информации по ключевым словам и плану, извлечение нужной информации, комментирование и оценка информации текста-источника, описание содержания текста и анализ его структуры Коммуникация, коммуникативный акт, адресат коммуникации, коммуникативное намерение, коммуникативная функция, ситуация общения, коммуникативные роли, коммуникативная единица; Текст, его признаки: цельность, смысловая законченность, лингвистическая организованность, связность, членимость; структура текста; Типология текстов, типологизирующие признаки, понятие «тип текста» и основные типы текстов; Операции над текстом: смысловой анализ текста-источника, восстановление информации по ключевым словам и плану, извлечение нужной информации, комментирование и оценка информации текста-источника, описание содержания текста и анализ его структуры
Это работа, идущая от слова к тексту Анализ текста – процесс творческий, требующий большого читательского труда Часто внимание к одному только слову помогает понять все произведение как словесное целое, выявить своеобразие писательского стиля, постичь авторскую позицию
Анализ текста предполагает глубокое осмысление содержания понимание авторского стиля понимание авторского стиля дает возможность насладиться ювелирной работой автора над языком дает возможность насладиться ювелирной работой автора над языком Ученики погружаются в родную речь погружаются в родную речь знакомятся с народными традициями знакомятся с народными традициями нравственно-этическими нормами нравственно-этическими нормами
Работа с парадигматическими текстами (тексты на различные темы, наполненные нравственным содержанием) обогащают воздействуют помогают настроиться словарь учащихся на эмоциональную на восприятие тематической сферу детей, анализируемого лексикой, художеств. вызывают отклик произведения образами формируют восполняют эстетический вкус недостающие знания, и развивают образное наполняют содержанием мышление для создания собственного высказывания Выбирая текст, учитываю уровень лингвистического и литературного развития учащихся, эстетическую и познавательную ценность текста, богатство художественных образов; опираюсь на их жизненный опыт и обязательно беру во внимание предпочтения детей в области содержания и жанровой принадлежности текста
умение читать и понимать написанное любовь к чтению тексты, затрагивающие душу о любви о дружбе о животных
Мини-сочинение «Я люблю…» «Я не люблю…» «Я не люблю…» «Я хочу рассказать Вам…» «Я хочу рассказать Вам…» «Никогда не жалейте о том, что уже никогда не случится» «Никогда не жалейте о том, что уже никогда не случится» «Если друг оказался вдруг…» «Если друг оказался вдруг…» «Что есть красота…» «Что есть красота…» «Любовь это…» «Любовь это…» «Умей чувствовать рядом с собой человека» «Умей чувствовать рядом с собой человека» «Берегите, люди, землю свою!» и т.д. «Берегите, люди, землю свою!» и т.д.
Учащиеся перестали бояться выражать свои мысли, научились более правильно и логически строить предложения, у них появилось желание рассуждать на заданную тему
Мы твердим: природа- наш дом. Следовательно, ее гибель можно сравнить с разрушением собственного жилища. Но если дом мы можем построить, отремонтировать, то нельзя построить или отремонтировать море, лес, речку… А ведь наш «дом» полуразрушен… О человеке, который, плывя по морю, усердно ковыряет дырку в лодке, или о том, кто рубит сук, на котором сидит, каждый из нас скажет, что это безумцы. А чем разумнее их мы, живущие на Земле люди, мнящие себя друзьями природы и бездумно обрывающие те ниточки, которые связывают нас с жизнью? Написать небольшое сочинение-рассуждение по заданному началу
Примерный план сочинения части С
Если художественное произведение сравнить с айсбергом, у которого над поверхностью воды возвышается его авторский замысел, то поэтика имеет дело по преимуществу со скрытой частью айсберга, которая по существу содержит всю его поверхностную часть. (Д.С. Лихачев) 1. Записать высказывание, объяснить знаки препинания. 2. Объяснить значение слов айсберг, поэтика, замысел. 3. В каком слове звуков меньше, чем букв? всю его айсберг поверхность 4. Сравнить слова-паронимы: скрытый, скрытный. Придумать с ними предложения. 5. Как вы понимаете слова Д.С.Лихачева? Согласны ли вы с таким высказыванием? Напишите об этом. Если художественное произведение сравнить с айсбергом, у которого над поверхностью воды возвышается его авторский замысел, то поэтика имеет дело по преимуществу со скрытой частью айсберга, которая по существу содержит всю его поверхностную часть. (Д.С. Лихачев) 1. Записать высказывание, объяснить знаки препинания. 2. Объяснить значение слов айсберг, поэтика, замысел. 3. В каком слове звуков меньше, чем букв? всю его айсберг поверхность 4. Сравнить слова-паронимы: скрытый, скрытный. Придумать с ними предложения. 5. Как вы понимаете слова Д.С.Лихачева? Согласны ли вы с таким высказыванием? Напишите об этом.
Фразеологический словарь Орфографический словарь русского языка С.И.Ожегова Словарь синонимов Словарь антонимов Этимологический словарь
Примерный план для комплексного анализа текста Тема, идея, проблема текста Соответствие названия текста его содержанию Адресат, коммуникативная функция текста Микротемы, особенности структуры текста Выявление основной и второстепенной информации Составление плана текста Стиль. Жанр. Тип текста Язык текста. Использование изобразительных средств языка Оценка текста с точки зрения коммуникативных качеств: точности, логичности, аргументированности, ясности, выразительности. Задания по орфографии, пунктуации, лексике, фонетике, морфологии, синтаксису, морфемике
Учить комплексному анализу текста необходимо не только в целях подготовки к ЕГЭ, но и потому, что это способствует развитию высокой культуры разговорной и письменной речи, развивает чувство русского языка, формирует умение пользоваться его выразительными средствами, стилистическим разнообразием, что, по словам В.В.Виноградова, является «самой лучшей рекомендацией для каждого человека в общественной и творческой деятельности»
Развитие языковой личности непрерывно движется от «красивых образов к красивым мыслям, от красивых мыслей- к красивой жизни- к абсолютной красоте». (Платон)
Спасибо за внимание!