Роль исследовательской деятельности в формировании УУД. Работу выполнила учитель МОУ « СОШ 5 с углубленным изучением отдельных предметов » Леонтьева О. В.
« Если человека постоянно приучать усваивать знания и умения в готовом виде, можно и притупить его природные творческие способности – « разучить » думать самостоятельно ». А. Дистервег
Исследования немецких ученых
Исследовательская деятельность – деятельность учащихся по исследованию различных объектов с соблюдением процедур и этапов, близких научному исследованию, но адаптированных к уровню познавательных возможностей учащихся, под руководством специалиста – руководителя исследовательской работы.
Результатом этой деятельности является формирование познавательных мотивов, новых знаний и способов деятельности, формирование системы исследовательских умений ( поисковых, информационных, организационных, оценочных ).
Этапы формирования исследовательской деятельности
Задачи : Первый этап – первый класс поддержание исследовательской активности школьников на основе имеющихся представлений ; развитие умений ставить вопросы, высказывать предположения, наблюдать, составлять предметные модели ; формирование первоначальных представлений о деятельности исследователя.
Второй этап - второй класс поддержание исследовательской активности школьников на основе имеющихся представлений ; развитие умений ставить вопросы, высказывать предположения, наблюдать, составлять предметные модели ; формирование первоначальных представлений о деятельности исследователя.
Третий этап - третий и четвёртый класс обогащение исследовательского опыта школьников через дальнейшее накопление представлений об исследовательской деятельности, ее средствах и способах, осознание логики исследования и развитие исследовательских умений. увеличение сложности учебно - исследовательских задач, переориентация процесса образования на постановку и решение самими школьниками учебно - исследовательских задач, развернутость и осознанность рассуждений, обобщений и выводов.
План работы : Введение. Актуальность проблемы. В чем необходимость моей работы ? Тема исследовательской работы. Как будет называться мое исследование ? Использованная литература. Методика работы. Каким образом я проводил исследование ? Гипотеза исследования. Для чего я хочу провести исследование ? Дата и место проведения моего исследования. Задачи исследования. Цель. Что я хочу исследовать ? Выводы. Выполнил ли я то, что задумал ? Что оказалось трудным в моем исследовании, чего не удалось выполнить. Описание работы. Мои результаты исследования.
« Сначала я открывал то, что известно многим, затем то, что известно некоторым, а потом – то, что неизвестно никому ». К. Э. Циолковский.
Личностные УУД : адекватная самооценка ; испытывая чувство радости узнавания нового, чувство гордости за самого себя, подав ценную идею, младший школьник ощущает возросшую уверенность в себе, что, в свою очередь, подкрепляет его позитивное отношение к самому себе ; формируется мотивационная основа учебной деятельности ; вырабатывается внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе.
Регулятивные УУД дети учатся в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи ; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве ; самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы
ПознавательныеУУД Познавательные УУД : осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет ; строить логическое рассуждение, осуществлять сравнение, синтез ; классифицировать ; осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме ; фиксировать информацию с помощью инструментов ИКТ.
Коммуникативные УУД строить понятные для партнёра высказывания ; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности ; учитывать разные мнения, устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать формулировать собственное мнение и позицию ; умение выступать перед аудиторией ; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Учителю необходимо : владеть всем арсеналом исследовательских, поисковых методов, уметь организовать исследовательскую самостоятельную работу учащихся уметь организовать и проводить дискуссии, не навязывая свою точку зрения, не подавляя учеников своим авторитетом устанавливать и поддерживать в группах работающих над проектом деловой, эмоциональный настрой, направляя учащихся на поиск решения поставленной проблемы уметь интегрировать содержание различных предметов для решения проблем выбранных проектов.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ