«Формирование универсальных учебных действий».
В стандарте определена цель: формирование умений учиться, способности к организации своей деятельности. Именно такая целевая установка обеспечит развитие психических и личностных новообразований младшего школьника. То есть речь идет о том, что младший школьник работает в структуре учебной деятельности.
учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования и воспитания и путей их достижения; обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного и среднего (полного) общего образования; разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм учебного сотрудничества и расширение зоны ближайшего развития. Системно - деятельностный подход предполагает :
Структура учебной деятельности: мотив – задача – действия – операции- контроль - оценка. Исходя из этого, в стандарте особое внимание уделяется универсальным учебным действиям. Учебная деятельность не равна учению !
ЧТО ТАКОЕ УУД? Это главное составляющее любого умения (в данном случае умения учиться) - совокупность способов приемов, которыми пользуется ученик для решения учебной задачи. Универсальность означает «независимость» от конкретного предметного содержания. Без сформированности УУД нельзя развить способность субъекта к самообучению (саморазвитию)
Как программировать учебные действия в процессе начального обучения? Универсальные учебные действия
Требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования ( ООПНОО) ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Личностные - личностные позиции, мотивы, социальные чувства, качества Метапредметные - универсальные учебные действия Предметные - освоение содержания учебного предмета
Планируемые результаты: три основные группы результатов Планируемые результаты: три основные группы результатов ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ: начальная школа ЛИЧНОСТНЫЕМЕТАПРЕДМЕТНЫЕПРЕДМЕТНЫЕ Самоопределение: внутренняя позиция школьника; самоиндификация; самоуважение и самооценка Смыслообразование: мотивация (учебная, социальная); границы собственного знания и «незнания» Морально-этическая ориентация: ориентация на выполнение моральных норм; способность к решению моральных проблем на основе децентрации; оценка своих поступков Регулятивные: управление своей деятельностью; контроль и коррекция; инициативность и самостоятельность Коммуникативные: речевая деятельность; навыки сотрудничества Познавательные: работа с информацией; работа с учебными моделями; использование знака-символических средств, общих схем решения; выполнение логических операций сравнения, анализа, обобщения, классификации, установления аналогий, подведения под понятие Основы системы научных знаний Опыт «предметной» деятельности по получению, преобразованию и применению нового знания РЯ ЛЧт ИЯ Мат ОМ Муз ИЗО Тех Физ Предметные и метапредметные действия с учебным материалом
К личностным результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования, относятся готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально- личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности. К личностным результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования, относятся готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально- личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности.
К метапредметным результатам обучающихся относятся освоенные ими универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями. К метапредметным результатам обучающихся относятся освоенные ими универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями.
К предметным результатам обучающихся относятся освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира. К предметным результатам обучающихся относятся освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.
12 Какова в связи с этим задача педагога ? Его взаимодействие с учащимся должно быть направлено не на внушение готовых правил как образец для копирования, а на организацию совместной деятельности по построению способов действий, алгоритма действий, т. е организацию учебно - познавательной деятельности ученика.
13 Для достижения этого необходимо осознание следующих положений : Ученик субъект деятельности, т. е. ответственен за ее успешность ; Только в процессе такой деятельности осуществляется самоизменение ребенка ; Ученик, осваивая различные способы действий, тем самым осваивает принципы построения конкретной деятельности, ее сущностные характеристики.
14 Работа в рамках учебной деятельности « разрушает » традиционную технологию обучения, которая строится на трех составляющих : показ ( образец ), объяснение, контроль. Отличие такого подхода от деятельностного заключается в том, что все этапы работы осуществляет сам ученик одновременно с учителем, а не после него.
15 Достижение УУД связано со следующими принципиальными позициями : Изменение формы представления содержания образования ; Корректировка технологии обучения ; Осознание учителем того, что умения не формируются, если специально не прослеживать динамику их формирования ; Переориентация процесса обучения с практических на учебные задачи.
Спасибо за внимание!