Елена Михайловна Пахомова, заведующая кабинетом педагогического опыта Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, доцент кафедры педагогики и психологии, кандидат педагогических наук, Заместитель главного редактора журнала «Методист»
Среди множества задач - главные: Выявление талантливых педагогов Выявление и распространение инновационного ПО в отечественной педагогической практике. Профессиональное общение учителей. Рост профессионального мастерства самих участников конкурса (и это, пожалуй, одна из основных задач!) Повышение квалификации субъектов конкурса Формирование педагогической элиты
Р ОЛЬ КОНКУРСОВ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ СООБЩЕСТВЕ Конкурсы способствуют пропаганде педагогических идей и достижений; активизации творческого потенциала педагогических кадров; расширению пространства педагогического общения. Конкурсы оказывают влияние на мотивацию самоактуализации учителей и потребности в повышении квалификации.
П ЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ КАК ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ
«Интернет-ресурс». Участники конкурса не позднее 1 сентября текущего года размещают на личном интернет- сайте, блоге и т. п. учебные, методические и (или) иные авторские разработки, отражающие инновационный опыт работы и демонстрирующие качество представления образовательной информации в сети интернет. Конкурсное задание оценивается заочно. Критерии оценивания: – количество и тематическая организованность представленной информации; – образовательная и методическая ценность размещенных материалов; – культура представления информации.
1 тур «Методическое объединение» (Презентация инновационного проекта (20 мин.) «Учебное занятие» (30 мин.) «Самоанализ учебного занятия» (10 мин) «Разговор с учащимися» (до 20 мин.) «Беседа с родителями» (до 20 мин.)
Формат: устное представление конкурсантом своего профессионального опыта как опыта, сформировавшегося при взаимодействии с коллегами: учителями различных предметов, педагогами и специалистами образовательных учреждений разных типов и видов, родителями учеников, общественными организациями, работниками науки, культуры, сферы здравоохранения, представителями других сфер. Критерии оценивания: – умение анализировать, обобщать, выявлять и применять инновационные идеи в своей профессиональной деятельности; – общая и профессиональная эрудиция; – культура публичного выступления; – умение взаимодействовать с аудиторией.
Формат: проведение учебного занятия с учащимися, отражающего метапредметный подход и междисциплинарные связи, умение формировать целостную картину мира и надпредметные компетентности. Список возможных тем учебных занятий (в соответствии с календарно-тематическим планированием), возрастной и количественный состав учебной группы определяются участниками финала конкурса на установочном семинаре. Критерии оценивания: – глубина раскрытия темы, оригинальность методических приемов; – умение организовать использование учащимися разных типов и видов источников знаний; – умение организовать взаимодействие учащихся между собой; – умение создавать и поддерживать высокий уровень мотивации и высокую интенсивность деятельности учащихся; – глубина и точность анализа учебного занятия и рефлексии своей деятельности.
Формат: обсуждение с учащимися актуального для них вопроса в режиме импровизации. Список возможных вопросов для обсуждения, возрастной и количественный состав группы учащихся определяются участниками финала конкурса на установочном семинаре. Конкретный вопрос для обсуждения выбирают учащиеся на основе списка возможных вопросов. Представитель учащихся называет вопрос, выбранный группой, непосредственно перед началом разговора. Критерии оценивания: – глубина и воспитательная ценность организованного обсуждения; – умение создавать и поддерживать атмосферу взаимоуважения и толерантности; – умение организовывать взаимодействие учащихся между собой; – умение слушать, слышать и понимать позиции учащихся, адекватно и педагогически целесообразно реагировать на них; – умение включить каждого учащегося в обсуждение и формирование выводов.
Формат: обсуждение педагогической ситуации, требующей принятия решения, с родителями учащихся. Предложения по списку возможных педагогических ситуаций для обсуждения формулируются участниками финала конкурса на установочном семинаре и впервые объявляются в начале беседы. Учитель и родители совместно обсуждают педагогическую задачу, ищут пути ее решения. К концу беседы должно быть сформулировано предлагаемое решение. Критерии оценивания: – умение выявить и сформулировать педагогическую проблему; – умение найти и предложить пути решения; – умение взаимодействовать с родителями; – участие в принятии коллективного решения.
2 тур Мастер-класс (до 25 мин.) Открытая дискуссия 3 тур «Круглый стол» образовательных политиков» – регламент 40 минут
Формат: проведение мастер-класса для ученического, педагогического, родительского сообществ и общественности, отражающего значение преподаваемого предмета для формирования мировоззрения и общекультурных компетенций. Критерии оценивания: глубина и оригинальность содержания; научная и методическая ценность; социальная значимость; умение взаимодействовать с широкой аудиторией.
Формат: открытое обсуждение актуальной общественно значимой проблемы с участием общественности. Предложения по списку возможных проблем для обсуждения формулируются участниками финала конкурса на установочном семинаре. Конкретная проблема определяется жеребьевкой за день до проведения дискуссии. Критерии оценивания: – общая культура и эрудиция; – глубина и оригинальность суждений; – умение вести дискуссию.
Формат: беседа на актуальную тему с участием министра образования и науки Российской Федерации, демонстрирующая авторскую позицию каждого победителя. Тема «круглого стола» (в соответствии с девизом конкурса) определяется Оргкомитетом конкурса не позднее 1 сентября текущего года. Критерии оценивания: – знание и понимание современных тенденций развития образования и общества; – масштабность, глубина и оригинальность суждений; – аргументированность, взвешенность, конструктивность предложений; – умение предъявить свою позицию.
Анализ развития Всероссийского конкурса выявил устойчивое противоречие между заданными параметрами содержания и уровня педагогического опыта конкурсантов и неготовностью многих участников публично представить его с позиций целостного, системного видения.
представить научно-теоретическое и практическое обоснование представляемого педагогического опыта; создать пакет документов, содержащих целостную картину педагогической деятельности (от цели до результата, раскрытие авторской концептуальной позиции и путей ее реализации); подготовиться к публичному представлению своего педагогического опыта, проведению конкурсного учебного занятия.
С ТАБИЛЬНЫЕ ЗАТРУДНЕНИЯ УЧАСТНИКОВ КОНКУРСА 1. В подготовке материалов и затем в представлении ПО: В определении собственных концептуальных позиций на основе противоречий В выделении в собственном педагогическом опыте наиболее ценных составляющих. В доказательности актуальности и новизны применяемых методов, способов, технологий обучения и воспитания детей. В качественном логичном представлении собственного опыта. 2. В компетентном самоанализе проведенного учебного занятия в соответствии с представленным педагогическим опытом.
глубокая педагогическая, методическая, дидактическая подготовка; знания психолого-педагогических, теоретических оснований представляемого опыта; понимание современных концепций образования.
Гуманистическая направленность личности как основное качество конкурсанта. Педагогическая и общечеловеческая культура как основа взаимодействия в педагогическом пространстве конкурса. Склонность к импровизации как важнейшее условие успешности конкурсного выступления. Объективность самооценки. Способность принимать критику. Способность принимать и разделять победу другого.
научно-теоретическое консультирование и оказание методической помощи учителю; оказание помощи в создании целостного пакета материалов, раскрывающих систему работу учителя по заявленной проблеме; психологическая подготовка учителя, позволяющая сохранять творческое самочувствие в ходе конкурса, уверенность и самокритичность, самодостаточность и способность объективно оценивать успехи и неудачи свои и своих конкурентов.
как педагогического феномена, как эффективного средства ПК, как процесса стимулирования мотивации профессионального совершенствования педагогов.
Ф ОРМЫ ОТКРЫТЫХ МЕРОПРИЯТИЙ «Занятие по одной теме», «Активные формы обучения», «Инновации в образовании» Цель развитие коммуникативных, импровизационных качеств педагогов, развитие способности работать в нестандартных условиях
П РОВЕДЕНИЕ КОНКУРСА НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ Заочный этап – оценка конкурсных материалов участников