Любовь Николаевна Антипова, учитель кубановедения МОУ СОШ 1 станицы Ленинградской Краснодарского края
Волны бегут чередой, бьются о высокий берег и скатываются в море. Луна поглядывает из-за туч, освещая залив, глинистый мыс и стоящее на нём подворье: хату, лачужку, старую рыбацкую лодку, сети, растянутые по столбам, и каменный забор с калиткой.
Ночь… На подворье – ни души… Здесь живут воспоминания былого…
Справа от калитки – мемориальная доска: Дом-музей в память пребывания великого русского поэта М. Ю. Лермонтова на Тамани в сентябре 1837 года.
А рядом, у спуска к морю – памятник: поэт застыл в бронзе, взгляд его устремлён на север, туда, где Родина, друзья и милая бабушка…
Он же в Тамани, в самом скверном городишке из всех приморских городов России, выслан за непозволительные стихи.
В Петербурге они переписывались в десятках тысяч экземпляров, перечитывались и выучивались наизусть всеми: Погиб поэт! – невольник чести – Пал, оклеветанный молвой…
Начатая в Петербурге работа над романом Княгиня Лиговская теперь приостановлена и останется навсегда так и незавершённой, ибо обстоятельства, которые составляли его основу, переменились, как и многое другое в судьбе корнета Лермонтова после гибели Пушкина. Но остались прежними писательская энергия, поиск сюжетов и герой – Григорий Александрович Печорин. С ним Лермонтов не расстаётся, с ним прибыл и в Тамань.
Городишко уже спал под шум неспокойного моря, когда к его воротам подкатила перекладная тележка с измученными длинной дорогой путниками: кучер, офицер и денщик при нём. По тёмным улицам начали искать подходящую хату – пристанище прибывшему офицеру, корнету Михаилу Лермонтову.
И началось знакомство с неизвестным доселе городишкой, с жизнью неведомой, лицами загадочными: тени, мелькающие под окошком в лунном свете, прибытие под покровом ночи лодки с загадочным товаром, весёлая песнь красавицы ундины, роскошный обед для бедняков в жалкой лачужке, глухая старуха, ничейный мальчик убогий, слепой, но легко переходящий по скользким камням у самых волн, и Янко, который на рыбацкой лодке по бушующему морю доставляет оружие береговым черкесам.
Вот куда забросила судьба корнета Лермонтова с гранитных берегов Невы от светских салонов, Александринского театра, от новой железной дороги, по которой милая бабушка отказывалась ездить…
В Тамани Лермонтов пробыл 3 – 4 дня. Комендант Фанагорийской крепости полковник П.Я.Посыпкин отметил ему подорожную.
И снова дорога. Легко несут лошади перекладную тележку по влажному от утренней росы почтовому тракту.
Прощай, таманская земля с неспокойным, затянутым туманом заливом и бесконечными болотами, поросшими камышом,
с турецкими колодцами и Свято-Покровской церковью.
В дорожном чемодане – бумаги. На одном из листков – карандашный рисунок: залив, у берега лодка с длинным веслом, корабль с обвисшими, как паутина, снастями, вдали – Лысая гора, а вблизи, на краю обрыва – хата, крытая камышом.
В мыслях поэта – новый сюжет, героями которого теперь станут ундина, слепой, глухая и Янко, не боящийся бури лодочник из Керчи. А с ними – Печорин.
«Жемчужиной русской прозы» назвал В.Г. Белинский «Тамань». Именно к этой повести относятся слова А.П.Чехова: «Я не знаю язык лучше, чем у Лермонтова… Я бы так сделал: взял его рассказ и разбирал бы, как разбирают в школах, – по предложениям, по частям предложений… Так бы и учился писать». «В повести нет ни одного лишнего слова. Ничего, ни одной запятой нельзя ни убавить, ни прибавить», – эта оценка принадлежит Льву Толстому.
Популярность повести сделала место действия, станицу Тамань, известной всей России, всему читающему миру.