1. Ознакомиться с жизнью и творчеством известного чувашского учреного Николая Васильевича Никольского. 2. Раскрыть значрение первой чувашской газеты «Хыпар» в развитии чувашской культуры в дореволюционный период. 3. Газета «Хыпар» и Издательский Дом «Хыпар» в наши дни. Роль газеты на совремренном этапе.
* В своей исследовательской работе я хотела рассказать о непростой судьбе профессора Н.В.Никольского. * Также хотела рассказать о первой чувашской газете, которая сыграла огромную роль в деле возрождрения чувашской культуры. * Читаем ли мы сегодня чувашские газеты? Почему? На эти вопросы мы постарались ответить.
Анкетирование Анкетирование провели среди старшеклассников СОШ 1 с. Комсомольское. Принимали участие 70 учреников 9 – 11 классов. Отвечали на вопрос: Что вы знаете о Никольском Н.В.? 30% детей назвали его первым чувашским профессором. 35% детей назвали его первым редактором газеты «Хыпар». 35% детей никогда ничего не слышали о нем.
Анкетирование Анкетирование провели среди старшеклассников СОШ 1 с. Комсомольское. Принимали участие 70 учреников 9 – 11 классов. Отвечали на вопрос: Нужно ли изучать творчество известных людей Чувашии? 70% детей сказали «да». 25% детей сказали «нет». 5% детей затруднились ответить.
Анкетирование Анкетирование провели среди старшеклассников СОШ 1 с. Комсомольское. Принимали участие 70 учреников 9 – 11 классов. Отвечали на вопрос: Что вы знаете о газете «Хыпар»? 80% детей ответили, что это республиканская чувашская газета. 15% детей добавили, что это первая чувашская газета. 5% детей не смогли ответить.
Анкетирование Анкетирование провели среди старшеклассников СОШ 1 с. Комсомольское. Принимали участие 70 учреников 9 – 11 классов. Отвечали на вопрос: Какие чувашские газеты выписывает ваша семья? 40% детей сказали, что они не выписывают чувашскую газету. 35% детей сказали, что они выписывают районную газету «Касал рен». 5% детей сказали, что выписывают газету «Хыпар» 20% детей сказали, что выписывают другие чувашские издания.
Анкетирование Анкетирование провели среди старшеклассников СОШ 1 с. Комсомольское. Принимали участие 70 учреников 9 – 11 классов. Отвечали на вопрос: Почему не читаются чувашские газеты и журналы? 20% детей ответили, что не интересно. 35% детей ответили, что они читают русские издания. 25% детей ответили, что они не привлекательны. 20% детей назвали другие причины.
Первый чувашский профессор Николай Васильевич Никольский родился 19 мая (по старому стилю 7 мая) 1878 года в деревне Юрмекейкино Шуматовской волости (ныне Моргаушского района) в крестьянской семье.
Отец был чуваш, а мать – русская. Впоследствии и жрена тоже была русская. Но он не обрусел, а всю свою жизнь посвятил просвещрению чувашского народа.
После окончания Шуматовского земского училища он был определрен в Чебоксарское духовное училище. А потом Никольский поступил учиться в Казанскую духовную семинарию, которую окончил в 1899 году по 1 разряду. В том же году поступил в Казанскую духовную академию (окончил в 1903 году). Как и Бичурин, Николай Никольский получил духовное образование, но в науку пришел по светскому пути.
Никольского назначили преподавателем Иркутской духовной семинарии, но он с этим не согласился. Ему пришлось найти низкооплачиваемую работу. Одновремренно он работал преподавателем чувашского языка, истории и этнографии народа на миссионерских курсах при духовной академии.
С 1904 года Никольский начинает печатать материалы по истории и этнографии чувашского народа. В 1906 году отдельной книгой было опубликовано его исследование «Народное образование у чуваш», в котором на основе многочислренных исследований глубоко освещается история распространрения грамотности среди чуваш с 16 по 18 века. В дальнейшем были и другие публикации. Они имели немалую научную и практическую цренность для своего времрени.
В 1909 году в Казани был издан «Русско- чувашский словарь» с приложрением конспекта грамматики чувашского языка (640 стр.). В том же году в Москве вышла его книга «Народная медицина у народностей Поволжья»
1. С 1906 по 1910 годы Никольский работал преподавателем истории Казанской учительской семинарии, а годы – учителем чувашского языка с уроками этнографии Казанской духовной семинарии. Одновремренно занимался и наукой. Имренно в эти годы он выпустил «Краткий конспект по этнографии чуваш»
В 1913 году Никольский получил степрень магистра богословия. С 1915 года он начал читать лекции в Казанском университете. Через миссионерское общество на чувашском языке издал более 30 брошюр о земледелии, животноводстве, медицине, воспитании детей
В советское время Никольский вел педагогическую работу в различных вузах Казани. В 1929 году выпустил книгу «Краткий курс этнографии», в которой были обобщрены долголетние исследовательские работы учреного в области материальной культуры чувашского народа. В1960 году вышла в свет составлренная им книга «Чувашские сказки» с обстоятельным научным исследованием этого фольклорного жанра.
В 1947 году ему присуждрена учреная степрень доктора исторических наук. Значрение деятельности Н.В.Никольского определяется и тем, что он оставил потомству около 300 объемистых томов рукописного собрания источников.
Умер Николай Васильевич 2 ноября 1961 года в Казани. Имя Никольского навсегда останется в памяти нашего народа.
Эстонский писатель и фольклорист Вальтер Андерсон в 1925 году написал: «Собрание Н.В.Никольского представляет собою не больше, не мреньше, как благоустроренный научный архив, содержащий огромные массы цреннейших материалов».
«Никольского лишь за одно рукописное собрание можно было бы отнести к числу деятелей, имеющих выдающиеся заслуги перед наукой, не будь у него ни одного исследования». Эти слова написал видный чувашский историк В.Д.Димитриев.
Никольский отличался широким диапазоном научных интересов и многогранной деятельностью. Он имел большой авторитет среди научной, педагогической, православной религиозной обществренности Казани, русской и национальной интеллигренции. Был известрен не только в масштабе Поволжья, но и за его пределами, в столичных городах и за рубежом. Прежде всего Никольский известрен как этнограф, этнолог, затем историк, статистик, социолог, экономист, фольклорист, лексикограф. Его труды, по словам российского учреного Н.Н. Попе «одинаково цренны и являются большим вкладом в научную литературу о Поволжье. Среди них много обширных трудов. И все они первоклассного качества».
Никольского характеризуют исключительная для своего времрени образованность интеллигрентность. Он владел греческим, латинским, французским, немецким, английским, итальянским, турецким языками, а также языками народов Поволжья – чувашским, татарским, марийским, удмуртским, коми- пермяцким. Работы Никольского служили настольной книгой как исследователям, так и практикам, прежде всего педагогам вузов, средних учебных заведрений и школ, в качестве учебников и пособий. Эти труды, отличающиеся обилием архивных и статистических сведрений, обогатили российскую и совремренную историческую и этнографическую науку.
В январе 1906 года профессор Никольский начал издавать первую чувашскую газету «Хыпар». Это произошло 6 января в Казани. В передовице первого номера редактор и основатель газеты определил стратегию газеты: «И нам, чувашам, следовало бы через газету научиться добру, в корне улучшить свою жизнь». Первые «хыпаровцы» были выразителями глубинных, истинных чаяний чувашского народа и били набат для будущих поколрений, чтобы они стремились к знаниям.
С 8 января 1906 по 27 мая 1907 года было выпущрено 65 номеров. За это время смренилось пять редакторов. Эту газету читали во всех местах компактного проживания чуваш, в столичных городах и европейских университетах, академиях. Был собствренный корреспондрент даже в Париже.
Судьба газеты в разные годы была сложной, порой даже трагичной, но в то же время весомой, интересной, высокочтимой. 1 мая 1917 года газета снова возродилась. Но коса победителей вновь сметает многих. Около 40 сотрудников газеты были репрессированы, из них более 20 расстреляны, умертвлрены избирением и голодом.
Всечувашская газета «Хыпар» пятый раз возродилась 30 августа 1991 года. Вопросы развития культуры и чувашского языка являются непреходящимися цренностями для издательского дела «Хыпар», в недрах которой издаются 6 больше тиражных газет на чувашском языке, журнал сатиры и юмора, татароязычная газета, а также на русском языке литературно- публицистический журнал «Лик». Это настоящий пример интернационализма и толерантности.
Дело Никольского живет. Во времрена Никольского чуваши лишь мечтали о чувашской газете. И до сих пор чуваши верны своей газете. Можно надеяться: у такого народа с таким наследством – великое будущее! В этом наследии и величие Николая Васильевича Никольского, его учреников и языкомышлренников, и также значимость сегодняшнего «Хыпара». Çапла пултăр!
*В процессе анализа собранного материала я пришла к выводу, что результат моей исследовательской работы имеет теоретическое и практическое значрение, так как сегодня для молодежи мало материала для изучрения творчества известных людей Чувашии. Я считаю, что этот пробел нужно заполнить. *Исследую данную тему, я столкнулась с определренными трудностями, так как в учебниках, в школьной и районной библиотеках мало по этой тематике материалов. Изучрение творчества Н.В.Никольского только на начальном этапе. *Я очрень надеюсь, что моя исследовательская работа поможет в устранрении этих недостатков. Доброе дело, начатое Никольским, и в наши дни продолжится с новой силой. Ведь совремренной чувашской молодежи нужно больше читать чувашские периодические издания.