9-й класс тема: «ЗОЛОТОЙ ВЕК» РУССКОГО МУЗЫКАЛЬНОГОИСКУССТВА
Петербургская музыкальная школа
Михаил Иванович ГЛИНКА ( ) Основоположник русской классической музыки, автор первых русских классических опер «Иван Сусанин» и «Руслан и Людмила», а также первых симфонических увертюр, среди которых «Камаринская», «Арагонская хота» и «Ночь в Мадриде»
Александр Сергеевич ДАРГОМЫЖСКИЙ Продолжатель традиций, заложенных М.И.Глинкой, автор народно- бытовой психологической драмы «Русалка» Продолжатель традиций, заложенных М.И.Глинкой, автор народно- бытовой психологической драмы «Русалка»
Творческая организация русских композиторов «МОГУЧАЯ КУЧКА» Вдохновителем стал композитор Милий Алексеевич БАЛАКИРЕВ ( ) Вдохновителем стал композитор Милий Алексеевич БАЛАКИРЕВ ( )
Творческая организация русских композиторов «МОГУЧАЯ КУЧКА» Идейным вдохновителем и создателем многих оперных либретто был Владимир Васильевич Стасов ( ) – русский литературно- музыкальный критик. Именно он стал добавлять к фамилиям всех «кучкистов» прилагательное «великий».
МУСОРГСИЙ Модест Петрович ( ) Русский композитор, создатель народно- музыкальных драм «Борис Годунов» и «Хованщина»
БОРОДИН Александр Порфирьевич ( ) Русский композитор и ученый-химик, первооткрыватель бензина и автор оперы «Князь Игорь»
КЮИ Цезарь Антонович ( ) Русский композитор, музыкальный критик, ученый в области фортификации, инженер- генерал. Пропагандист творчества М.И.Глинки, А.С.Даргомыжского и современных ему русских композиторов Русский композитор, музыкальный критик, ученый в области фортификации, инженер- генерал. Пропагандист творчества М.И.Глинки, А.С.Даргомыжского и современных ему русских композиторов
РИМСКИЙ-КОРСАКОВ Николай Андреевич ( ) Русский композитор, дирижер, музыкально- общественный деятель. Завершил ряд произведе- ний М.П.Мусоргского, А.П.Бородина, А.С.Дар- гомыжского. профессор Петербургской консерва- тории (с 1871), директор бесплатной музыкальной школы, руководитель композиторской школы
Рубинштейн Антон Григорьевич ( ) Основатель и первый директор Петербургской консерватории. Сторонник академического музыкального образования Основатель и первый директор Петербургской консерватории. Сторонник академического музыкального образования
Московская музыкальная школа
Рубинштейн Николай Григорьевич ( ) Основатель и первый директор Московской консерватории. Сторонник академического музыкального образования Основатель и первый директор Московской консерватории. Сторонник академического музыкального образования
Чайковский Петр Ильич ( ) С 1866 года – преподаватель Московской консерватории, с 1867 года – профессор. Становится главой Московской музыкальной школы С 1866 года – преподаватель Московской консерватории, с 1867 года – профессор. Становится главой Московской музыкальной школы Вальс из «Серенады» для стр.орк
САМЫЕ ЗНАМЕНИТЫЕ УЧЕНИКИ ЧАЙКОВСКОГО:
РАХМАНИНОВ СЕРГЕЙ ВАСИЛЬЕВИЧ ( ) Русский композитор, пианист, дирижер Русский композитор, пианист, дирижер
ТАНЕЕВ Сергей Иванович ( ) Композитор, профессор, а позже директор Московской консерватории им. П.И.Чайковского Композитор, профессор, а позже директор Московской консерватории им. П.И.Чайковского
Московская школа шла по пути западноевропейского академизма, требовала от композитора высшего музыкального образования, тщательного изучения законов классического искусства. Петербургская школа во главу всего ставила народную музыку, как основу для любого русского композитора. Не отрицая академизма, вдохновитель «Могучей кучки» В.В.Стасов считал, что русский народ настолько музыкально талантлив, что ему не нужно специально для этого заканчивать консерваторию и в пример всегда ставил М.И.Глинку, не получившего фундаментального образования, но ставшего великим русским композитором. ПРОТИВОРЕЧИЯ ДВУХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ШКОЛ Сам же Глинка говорил: «Музыку создает народ, а мы, композиторы, её только аранжируем»