Особенности работы с одаренными детьми
Анкета 1. Как оказался в группе РТО «Особенности работы с одаренными детьми» (направила администрация, попросился сам, случайно – не знал, куда иду) 2. Связана ли ваша работа с одаренными детьми, если «да», то каким образом (да, нет __________________________________________________________ ____________________________________________________________ ) 3. Имеете ли опыт работы с одаренными детьми (нет, «да»_____________________________________________________ (каким образом работаете) 4. Есть ли опыт публичных выступлений по теме (педсовет, собрания, семинары и т.п.) (да, нет) 5. Что можете предложить группе в качестве обмена опытом (распространения вашего опыта) _______________________________________________________________ _ _______________________________________________________________ _______
План работы РТО «Особенности работы с одаренными детьми» учебный год Цель: оказание методической помощи учителям, психологам, заместителям директоров в работе с одаренными детьми Задачи: Ознакомить с понятием одаренности и ее видами Дать понятие сопровождения одаренных детей (в том числе и психологического) разработать механизмы взаимодействия администрации, психолога, социального педагога, учителя, родителей при работе с одаренными детьми обобщить имеющийся в районе опыт работы с одаренными детьми Ожидаемый продукт: папки методического обеспечения работы с одаренными детьми методический сборник рекомендаций для работы с одаренными детьми Контингент участников: учителя - предметники, классные руководители, педагоги – психологи района, заместители директоров Время проведения: вторая среда каждого месяца Место проведения: конференц- зал ИДК Длительность одного занятия: 1 – 1,5 часа Формы работы: Семинары, лекции, круглые столы, деловые игры, психологические тренинги
Тема занятий Форма проведения Срок 1.1. Круг знакомств участников РТО. 2. Презентация программы работы РТО «Особенности работы с одаренными детьми» 3.«Каким я вижу сопровождение одаренных школьников» 4. Понятие одаренности в отечественной и мировой литературе. Тренинг сплочения Дискуссия Лекция Октябрь 2.1. Суть психолого – педагогического сопровождения школьников. Психодиагностика. 2. Создание блока методик для определения интеллектуальной, творческой и социальной одаренности. 3. Создание банка данных (одаренные дети начальной школы) Лекция Практическая работа Обмен опытом Ноябрь 3.1. Понятие психокоррекции. 2. Рекомендации педагогам по организации индивидуального подхода к интеллектуально одаренному школьнику в учебно-воспитательном процессе. Лекция Семинар Декабрь 4.1. Рекомендации педагогам по развитию творческого мышления и познавательно сферы школьников. 2. «Развиваем творческие способности». Семинар Психологический тренинг Январь 5.1. Рекомендации классным руководителям по содействию социально адаптации интеллектуально одаренного школьника. 2. Тренинг групповой сплоченности. Семинар Психологический тренинг Февраль 6.1. Групповая коррекционно-развивающая работа педагога-психолога с интеллектуально одаренными детьми. 2. Индивидуальная программа развития интеллектуально одаренного школьника. Сообщение Практическое занятие Март 7.1. Психологическое просвещение педагогов. 2. Подведение итогов работы РТО. Лекция Круглый стол Апрель
Домашние задания Подготовить список литературы по теме Разработать выступление на родительском собрании «Ваш ребенок одарен. Секреты семейного воспитания» Подготовить и провести тренинг развития одаренности (креативности) Разработать рекомендации педагогам по развитию творческого мышления познавательно сферы школьника Подготовить методики диагностики одаренности Подготовить коррекционные занятия Разработать рекомендации классным руководителям по содействию социальной адаптации интеллектуально одаренного школьника
Виды одаренности
Интеллектуальная Характерна для детей с высокими показателями по специальным тестам интеллекта
Творческая Проявляется у детей с высоким уровнем творческих способностей
Академическая Характерна детям хорошо обучающимся в школе
Талантливые дети Дети, достигшие успехов в каких- либо областях деятельности (юные музыканты, художники, математики, шахматисты)
Суть психолого-педагогического сопровождения одаренных школьников Психодиагностика Психокоррекция Психологическое просвещение
Принципы выявления одаренных детей Комплексный характер оценивания разных сторон поведения и деятельности ребенка. Что позволит использовать различные источники ин формации и охватить как можно более широкий спектр его способностей
Принципы выявления одаренных детей Длительность идентификации (развернутое во времени наблюдение за поведением данного ребенка в разных ситуациях)
Принципы выявления одаренных детей Анализ поведения ребенка в тех сферах деятельности, которые в максимальной мере соответствуют его склонностям и интересам (включение в специально организованные предметно- игровые занятия, вовлечение в различные формы соответствующей деятельности)
Принципы выявления одаренных детей Использование тренинговых методов, в рамках которых можно организовывать определенные развивающие влияния, снимать типичные для данного ребенка психологические «преграды»
Принципы выявления одаренных детей Подключение к оценке одаренного ребенка экспертов: специалистов высшей квалификации в соответствующей предметной области деятельности (математиков, философов, шахматистов, инженеров)
Принципы выявления одаренных детей Оценка признаков одаренности ребенка не только по отношению к актуальному уровню его психического развития, но и с учетом зоны ближайшего развития (в частности, на основе организации определенной образовательной среды с выстраиванием для данного ребенка индивидуальной траектории обучения)
Принципы выявления одаренных детей Преимущественная опора на экологически валидные методы психодиагностики, имеющие дело с оценкой реального поведения ребенка в реальной ситуации, такие как анализ продуктов деятельности, наблюдение, беседа, экспертные оценки учителей и родителей, естественный эксперимент