Организация деятельности педагогов с учетом психологических и возрастных особенностей учащихся в учебной и неучебной деятельности
Старший школьный возраст Ранняя юность (16-18 лет) третий мир (между детством и взрослостью)
Старший школьный возраст лет Социальная ситуация развития Первоначальный выбор жизненного пути Ведущая деятельность Учебно-профессиональная деятельность Центральное новообразование Самоопределение Другие важнейшие новообразования Дифференциация способностей Ориентация на будущее Мировоззрение Нравственная устойчивость поведения Становление жизненного мира Происходит окончательное становление типов жизненного мира
Психологические особенности ранней юности Основная проблема Общество требует профессионального самоопределения Тревожность, эмоциональная напряженность, боязнь любого выбора
Усиление значимости собственных ценностей Усложняется отношение к себе Категоричность, прямолинейность Неопределенность, амбивалентные оценочные суждения
Нейтральные ситуации воспринимаются как содержащие угрозу их представлениям о себе Притупляется острота восприятия сверстников. Больший интерес вызывают взрослые Будущая жизнь интересует с точки зрения профессиональной 9-11 класс
ЕГЭ Психологическая подготовка
Рекомендации учителю - предметнику Экзамены – это испытание для личности в любом возрасте. Подготовка к экзаменам и сами экзамены для выпускников – это стресс длиною в целый год. Стресс в ситуации испытания – это нормальная и даже необходимая реакция адаптации. В стрессе мобилизуются все физические и психологические силы человека. Способность человека успешно действовать в условиях стресса – показатель его зрелости как личности.
Группы детей Дети с «крепкими» нервами Дети со «слабыми» нервами Дети с неразвитой способностью к самостоятельной учебной деятельности
Дети с «крепкими» нервами Тренировка зон, уверенного поведения: Реферирование научно-популярной литературы Частые контрольные работы с их защитой перед классом – как моделирование ситуаций экзаменов Выполнение и защита научных работ Наставничество (помощь слабым в классе) Самостоятельные творческие задания, темы которых выбирают сами учащиеся
Психофизиологическая помощь педагога рекомендовать: Плотную еду в большую перемену Отход ко сну , время сна – 9 часов Развитие навыков планирования своей повседневной занятости (ведение делового дневника), режим дня Обучение приемам психофизиологического расслабления: прогулки, массаж, ванны, душ, дополнительный сон Применение приемов переключения внимания и компенсаторной деятельности: общение, музыка, зрелища, общение с природой и животными, хобби (последнее сокращается по мере приближения к экзаменам) Исключить курение и алкогольные напитки (пиво)
Дети со «слабыми» нервами Снижение тревожности и повышение устойчивости к стрессу. Тренировка уверенности в себе и к самостоятельной учебной деятельности Рассаживать тревожных учеников в середине класса или ближе к учителю Спрашивать в середине уроков Подсказывать родителям и тренировать на уроках наиболее успешные для ученика приемы усвоения материала
Дети с неразвитой способностью к самостоятельной учебной деятельности Временно сосредоточиться на развитии базы учебной деятельности – ее предшественников (при этом временно игнорировать низкую школьную успеваемость) На этой основе восстановить (специальными приемами) способность детей к самостоятельной деятельности Закрепить ее в системе дополнительного образования Моделировать ситуации успеха в учебе и восстановить интерес ученика к учебе
Процент усвоения материала Лекция – 5% Чтение – 10% Аудио - визуальные средства – 20% Использование наглядных пособий – 30% Обсуждение в группах – 50% Обучение практикой действия -70% Выступление в роли обучающего – 90%
Определение творческого потенциала в вербальной (словесной) деятельности В течение 10 минут напишите рассказ, который начинается с данного слова (он, как-то раз, вечером…)
Вокабулярная ригидность – ВР (выше 71% - творческая личность) ВР = количество слов, употребленных однажды : общее количество слов х 100%