Отыщи всему начало и ты многое поймёшь. Козьма Прутков
Представьте себе такую сцену: Древняя Греция, в красивом городе Милете жил философ Фалес. И, вот однажды вечером к нему подходит его любимая дочь. Объясни, почему у меня путаются нити, когда я работаю с веретеном, к пряже прилипают пыль, соломинки. Фалес берет янтарное веретено, потирает его и видит маленькие искорки. Фалес
"Электризация тел. Два рода зарядов"
Каждый из вас, к концу урока должен научиться объяснить: что такое электризация; как взаимодействуют друг с другом заряженные тела, какие заряды существуют в природе
История развития электричества начинается с Фалеса Милетского. Вначале, свойство притягивать мелкие предметы приписывалось только янтарю (окаменевшая смола хвойных деревьев). От названия которого произошло слово электричество, т.к греч. elektronянтарь.
Работа в парах
Лишь в конце XVI века и начале XVII века вспомнили об этом открытии. Английский врач и естествоиспытатель Ульям Гильберт выяснил, что при трении могут притягивать к себе мелкие предметы многие вещества, т.е. электризоваться. Он был одним из первых ученых, утвердивших опыт, эксперимент как основу исследования.
Виды электризации Трением Прикосновением Наведением Ударом Тело, получившее после натирания способность притягивать другие тела, наэлектризовано или говорят, что ему сообщили электрический заряд.
В 1733 г французский ученый Шарль Франсуа Дюфе, живший в гг., обнаружил, что существуют два рода электричества: "стеклянное" (положительное) и "смоляное" (отрицательное). Особенность этих двух родов электричества: отталкивать однородное с ним и притягивать противоположное.
Работа в группах
Представление о положительном и отрицательном зарядах, было введено в 1747 году Франклином. Эбонитовая палочка от электризации о шерсть и мех заряжается отрицательно. Заряд, который образуется на стеклянной палочке, потертой о шелк и бумагу, Франклин назвал положительным. Эбонит приобретает отрицательный заряд от соприкосновения с шерстью (мехом) и капроном, но положительный от соприкосновения с полиэтиленом.
Первичный контроль: Сейчас мы выполним небольшое тестовое задание, которое проверите сами друг у друга и сразу поставите оценки. На выполнение дается пять минут. Ответы: 1 вариант А Б А В Б 2 вариант Б Б А В Б
ПОСЛОВИЦЫ Как соломинка и янтарь (персидская) Что шелкова ленточка, к стене льнет (русская)
КАЧЕСТВЕННЫЕ ЗАДАЧИ Может ли одно и тоже тело, например эбонитовая палочка, при трении электризоваться то отрицательно, то положительно? (Может, в зависимости от того, чем ее натирают) Зернышко риса притягивается к отрицательно заряженной эбонитовой палочке. Можно ли утверждать, что зернышко заряжено положительно? Обоснуйте свой ответ. (Да, т.к. разноименно зараженные тела притягиваются) Какие меры предосторожности надо принять, чтобы при переливании бензина из одной цистерны в другую он не воспламенился? (Во время перевозки и при переливании бензин электризуется, может возникнуть искра, и бензин вспыхнет. Чтобы этого не произошло, обе цистерны и соединяющий их трубопровод заземляют).
Домашнее задание: § 25, 26, вопросы к параграфу. Домашний эксперимент по желанию учащихся: Обследуйте свою квартиру и найдите материалы, наиболее хорошо электризуемые трением. Проверьте расчески, оргстекло, надувные шары, пустые пластиковые бутылки, целлофановые пленки, пакеты, медицинскую клеенку и т.д. Степень наэлектризованности можно проверить с помощью папиросной бумаги или салфетки, нарезанной на мелкие полоски. Проведите дополнительную электризацию в темноте и составьте отчет о результатах.
Рефлексия: Что было нового на уроке? Что на уроке было важным? Что было интересным?
Благодарю всех за внимание !