Обеспечение перехода на новые ФГОС ВПО и уровневую подготовку В ВУЗЕ Попова Е.П.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
О нормативно-правовой базе уровневого образования.
Advertisements

О задачах вузов в условиях перехода на уровневую систему высшего профессионального образования и новые федеральные государственные образовательные стандарты.
О задачах вузов в условиях перехода на уровневую систему высшего профессионального образования и новые федеральные государственные образовательные стандарты.
О нормативно-правовой базе уровневого образования Попова Е.П. Попова Е.П.
Условия перехода на двухуровневую систему высшего профессионального образования и федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные.
Вариативная часть основной образовательной программы вуза: свободы и ограничения, возможности внешней оценки качества Попова Е.П., Коршунов С.В.
О задачах вузов в условиях перехода на уровневую систему высшего профессионального образования и новые федеральные государственные образовательные стандарты.
Установление уровней высшего профессионального образования. Переход образовательных учреждений на федеральные государственные образовательные стандарты.
Особенности перехода на Федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования Тетюшкина Светлана Александровна Инженер.
О задачах вузов в условиях перехода на уровневую систему высшего профессионального образования и новые федеральные государственные образовательные стандарты.
По материалам Министерства образования и науки РФ февраль 2011 НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА ВВЕДЕНИЯ ФГОС НПО/СПО.
О задачах вузов в условиях перехода на уровневую систему высшего профессионального образования и новые федеральные государственные образовательные стандарты.
1 Учебно-методическое объединение ВУЗов Российской Федерации по образованию в области горного дела. Профессор Петров В.Л.
ФГОС ВПО КАК НОРМАТИВНАЯ ОСНОВА ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ.
Обеспечение введения ФГОС нового поколения. Нормативная база введения в действие ФГОС Утверждены и прошли регистрацию в Минюсте России - закупка 2008.
Правовой статус образовательного стандарта Структура и задачи федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) определены федеральным законом.
Разработка вузами основных образовательных программ.
Уровневая система высшего профессионального образования (ВПО) в России Лектор: Т.А.Воронова, канд. пед. наук, профессор, зав. каф. педагогики ИвГУ.
Презентация начальника УМУ К.Г. Тарасова ( заседание УМС ) О разработке ООП бакалавриата.
Нормативная база введения ФГОС. Правовой статус ФГОС Структура и задачи федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) определены федеральным.
Транксрипт:

Обеспечение перехода на новые ФГОС ВПО и уровневую подготовку В ВУЗЕ Попова Е.П.

ПЕРЕЧЕНЬ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ЗАКОНОВ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИХ ПЕРЕХОД НА УРОВНЕВУЮ СИСТЕМУ ВПО и НОВЫЕ ФГОСы: 1. Федеральный закон от г. 232-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части уровней высшего профессионального образования). 2. Федеральный закон от г. 309-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения понятия структуры и содержания государственного образовательного стандарта». 3. Федерального закона от г. 260-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О Московском государственном университете имени М.В. Ломоносова и Санкт-Петербургском государственном университете"

О механизмах перехода на уровневую систему высшего профессионального образования и новые федеральные государственные образовательные стандарты О механизмах перехода на уровневую систему высшего профессионального образования и новые федеральные государственные образовательные стандарты. Статья 4 Федерального закона от г. 232-ФЗ, Статья 6 Федерального закона от г. 260-ФЗ: 1. Со дня вступления в силу настоящего Федерального закона и до 31 декабря 2010 года обучение в образовательных учреждениях ВПО по образовательным программам бакалавриата, программам подготовки специалиста и программам магистратуры соответствующих уровней ВПО осуществляется по решению ученого совета образовательного учреждения ВПО в соответствии с утвержденными федеральными государственными образовательными стандартами ВПО. 2. Прием в образовательные учреждения ВПО для обучения по образовательным программам ВПО соответствующих ступеней высшего профессионального образования прекращается 30 декабря 2010 года. 3. Обучение по указанным программам соответствующих ступеней высшего профессионального образования осуществляется до истечения нормативных сроков освоения указанных образовательных программ лицами, принятыми для такого обучения.

Статьи 17 и 18 Федерального закона от г. 309-ФЗ, Статья 6 Федерального закона от г. 260-ФЗ: 1.Со дня вступления в силу настоящего Федерального закона и до 31 декабря 2010 года прием на обучение в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и (или) федеральными государственными требованиями в имеющих государственную аккредитацию образовательных учреждениях осуществляется по решению соответствующего образовательного учреждения. 2. Прием на обучение в соответствии с государственными образовательными стандартами в имеющих государственную аккредитацию образовательных учреждениях прекращается 30 декабря 2010 года. 3.Обучение лиц, зачисленных до 31 декабря 2010 года в имеющие государственную аккредитацию образовательные учреждения для обучения по основным образовательным программам в соответствии с государственными образовательными стандартами, осуществляется в соответствии с указанными стандартами до завершения обучения.

О механизмах перехода на уровневую систему ВПО и новые федеральные государственные образовательные стандарты О механизмах перехода на уровневую систему ВПО и новые федеральные государственные образовательные стандарты. Статья 4 Федерального закона от г. 232-ФЗ, Статья 6 Федерального закона от г. 260-ФЗ: До 31 декабря 2010 года осуществляется прием на обучение в вузы по образовательным программам бакалавриата, программам подготовки специалиста и программам магистратуры соответствующих уровней ВПО в соответствии с утвержденными федеральными государственными образовательными стандартами ВПО (по решению ученого совета вуза). 30 декабря 2010 года прекращается прием: - в вузы для обучения по образовательным программам ВПО соответствующих ступеней высшего профессионального образования; - на обучение в соответствии с государственными образовательными стандартами в имеющих государственную аккредитацию образовательных учреждениях.

Обучение лиц, зачисленных до 31 декабря 2010 года в вуз для обучения по ООП в соответствии с государственными образовательными стандартами, осуществляется в соответствии с указанными стандартами до завершения обучения. Обучение по образовательным программам ВПО соответствующих ступеней высшего профессионального образования осуществляется до истечения нормативных сроков освоения указанных образовательных программ лицами, принятыми для такого обучения.

Прием в высшее учебное заведение Прием для получения ВПО данного уровня ВПО впервые (на «бюджет», на конкурсной основе): Для обучения по программам бакалавриата: - лиц, имеющих среднее (полное) общее (срок обучения - 4 года), - лиц, имеющих СПО ( срок обучения – 4 года ; для лиц, имеющих СПО соответствующего профиля- допускаются сокращенные или ускоренные программы). Для обучения по программам подготовки специалиста: - лиц, имеющих среднее (полное) общее (срок обучения – 5 лет (по ФГОС), - лиц, имеющих СПО (срок обучения – 5 лет (по ФГОС). Для обучения по программам магистратуры (срок обучения - 2 года): - лиц, имеющих документ гос. образца о ВПО с квалификацией «бакалавр», - лиц, имеющих документ гос. образца о ВПО с квалификацией "дипломированный специалист».

Прием в высшее учебное заведение (В торое высшее образование) Получение образования: по программам бакалавриата - лицами, имеющими диплом бакалавра, диплом специалиста, диплом магистра; по программам подготовки специалиста - лицами, имеющими диплом бакалавра, диплом специалиста, диплом магистра; по программам магистратуры - лицами, имеющими диплом специалиста, диплом магистра.

Прием в высшее учебное заведение Получение ВПО по сокращенным программам подготовки специалиста и программам магистратуры не допускается. Ускоренная программа не является сокращенной. Следовательно, реализации ускоренных магистерских образовательных программ и программам подготовки специалистов возможна. (письмо Минобрнауки России от «О разработке вузами основных образовательных программ»).

Контрольные цифры приема бакалавров, магистров и специалистов для вузов Должны быть определены: Пропорции, объемы и структура подготовки бакалавров, магистров и специалистов. Контрольные цифры приема для ведомств. Механизмы размещения контрольных цифр приема на подготовку бакалавров, магистров и специалистов.

Финансирование образовательных программ ВПО Должны быть определены: Федеральные нормативы финансирования федеральных государственных образовательных учреждений (по каждому типу, виду и категории образовательного учреждения, уровню образовательных программ в расчете на одного обучающегося). Допустимые объемы подготовки выпускников по программам бакалавров, магистров и специалистов с возмещением затрат физическими и юридическими лицами.

Лицензии, гос. аккредитация по новым ООП Пункт 4) статьи 1 Федерального закона от ФЗ: При утверждении новых профессий и направлений подготовки (специальностей) Минобрнауки России устанавливает их соответствие отдельным профессиям и направлениям подготовки (специальностям), указанных в предыдущих перечнях или ОКСО. При установлении такого соответствия образовательное учреждение вправе осуществлять образовательную деятельность в целях подготовки по профессиям и направлениям подготовки (специальностям), по которым установлено соответствие, на основании имеющейся лицензии и свидетельства о государственной аккредитации до окончания срока их действия.

Лицензии, гос. аккредитация на новые ООП Таблица соответствий направлений подготовки (специальностей) ВПО нового Перечня направлениям подготовки (специальностям), указанным в ОКСР: - для направлений магистратуры и для направлений бакалавриата (приказ Минобрнауки России от ), - для специальностей (проект приказа :07:14 ).

Основные образовательные программы вуза Вуз разрабатывает основные образовательные программы по каждому предусмотренному лицензией вуза направлению подготовки (специальностям) для бакалавриата, маристратуры, подготовки специалиста и формам обучения. ООП разрабатываются на основе: - соответствующих ФГОС ВПО (размещены на сайте Минобрнауки); - примерных ООП (размещены на сайте ФИРО); - разъяснений разработчикам ООП (письмо Минобрнауки России от «О разработке вузами основных образовательных программ»).

О собственных образовательных стандартах и требованиях, устанавливаемых вузами Статья 5 Федерального закона от г. 260-ФЗ: П. 4. Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, Санкт-Петербургский государственный университет, федеральные государственные образовательные учреждения ВПО, перечень которых утверждается указом Президента РФ, а также федеральные университеты и университеты, в отношении которых установлена категория "национальный исследовательский университет", вправе реализовывать образовательные программы ВПО и послевузовского профессионального образования на основе образовательных стандартов и требований, устанавливаемых ими самостоятельно. Требования к условиям реализации и к результатам освоения основных образовательных программ, включаемые в такие образовательные стандарты, не могут быть ниже соответствующих требований федеральных государственных образовательных стандартов

Выбор профиля подготовки бакалавров при разработке ООП вуза Первый вариант: В ФГОС бакалавров В ФГОС бакалавров : - «Профиль ООП определяется высшим учебным заведением в соответствии с примерной основной образовательной программой ВПО».

Выбор профиля подготовки бакалавров при разработке ООП вуза Письмо Минобрнауки России от «О разработке основных образовательных программ»: При проектировании профильной подготовки бакалавров в рамках вариативной части ООП вуз должен выбрать профиль (профили), указанный (указанные) в ПООП, утвержденной руководителем базового вуза – разработчика соответствующего ФГОС ВПО. Если ФГОС ВПО создан двумя и более разработчиками, то остальные вузы могут ориентироваться на перечень профилей, представленных в примерных основных образовательных программах вузов-разработчиков. Вуз может разработать ООП и без указания профиля подготовки.

Создание нового профиля подготовки бакалавров Письмо Минобрнауки России от «О разработке основных образовательных программ»: «Вуз может предложить новый профиль подготовки бакалавров, наименование которого отсутствует в утвержденных ПООП. Для этого вузу необходимо получить статус федеральной инновационной площадки в порядке, определенном Приказом Минобрнауки от 23 июня 2009 г. 218 "Об утверждении Порядка создания и развития инновационной инфраструктуры в сфере образования».

Выбор профиля подготовки бакалавров при разработке ООП вуза Второй вариант: В ФГОС бакалавров присутствует перечень профилей. В ФГОС бакалавров присутствует перечень профилей. Профиль ООП определяется высшим учебным заведением в соответствии с ФГОС бакалавра

Создание нового профиля подготовки бакалавров Для того чтобы ввести новый профиль, необходимо внести изменения в соответствующий Федеральный государственный образовательный стандарт. Порядок принятия ФГОС ВПО определен постановлением Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 г. 142.

Создание нового профиля подготовки бакалавров Содержание нового профиля не должно затрагивать предметные области других направлений подготовки. Наименование нового профиля не должно совпадать с наименованиями других направлений подготовки и специальностей.

Выбор профиля подготовки бакалавров при разработке ООП вуза Университет, получивший право: - самостоятельно разрабатывать образовательные стандарты и требования к ним; - самостоятельно определять профили подготовки бакалавров при реализации собственных стандартов; - или реализовывать ООП без профиля

Нормативные документы, обеспечивающие переход российских вузов на уровневую систему подготовки кадров на основе ФГОС ВПО: Перечень направлений подготовки (специальностей) бакалавров и магистров (приказы Минобрнауки России: от , от , от ). Перечень направлений подготовки (специальностей) ВПО для подготовки специалистов (постановление Правительства РФ от ). Перечень направлений подготовки (специальностей) ВПО, по которым устанавливаются иные сроки бучения по ООП ВПО (постановление Правительства РФ от ). Перечень направлений подготовки (специальностей), по которым получение образования соответствующего уровня в очно-заочной (вечерней), заочной формах обучения или в форме экстерната не допускается (проект приказа Минобрнауки России :81:39)

Нормативные документы, обеспечивающие переход российских вузов на уровневую систему подготовки кадров на основе ФГОС ВПО: Таблицы соответствий направлений подготовки (специальностей) ВПО нового Перечня направлениям подготовки (специальностям), указанным в ОКСО (приказ Минобрнауки России от , проект приказа :07:14 ). Правил разработки и утверждения федеральных государственных образовательных стандартов (постановления Правительства РФ от ) Федеральные государственные образовательные стандарты по направлениям подготовки (специальностям) бакалавров, магистров и специалистов (ФГОС бакалавров и магистров - утвержден, ФГОС специалистов – проекты, размещены на сайте Минобрнауки России).

Нормативные документы, обеспечивающие переход российских вузов на уровневую систему подготовки кадров на основе ФГОС ВПО: О разработке примерных основных образовательных программ профессионального образования (письмо Минобрнауки России от ). Примерные основные образовательные программы для подготовки бакалавров, магистров и специалистов (размещаются на сайте ФИРО и сайтах разработчиков ФГОС). О разработке вузами основных образовательных программ (письмо Минобрнауки России от ). Порядка создания и развития инновационной инфраструктуры в сфере образования (приказ Минобрнауки России от )

Нормативные документы, обеспечивающие переход российских вузов на уровневую систему подготовки кадров на основе ФГОС ВПО: Порядок приема в высшие учебные заведения (приказы Минобрнауки России от 21 октября 2009 года 442). Типовое положение об образовательном учреждении высшего профессионального образования ( постановление Правительства РФ от 14 февраля 2008 года 271). Положение о лицензировании образовательной деятельности (постановление Правительства РФ от 31 марта 2009 года 277 ). Положение о государственной аккредитации образовательных учреждений и научных организаций (постановление Правительства РФ от 14 июля 2008 года 522).

В течение г.г. должно быть выпущены следующие нормативные и методические документы: Порядок получения высшего профессионального образования по сокращенным или по ускоренным программам бакалавриата лицами, уровень образования или способности которых являются достаточными для получения ВПО по указанным программам. Положения об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений Российской Федерации Методические рекомендации по использованию зачетных единиц при переходе на новые ФГОС ВПО Порядок перевода обучающихся из одного образовательного учреждения высшего профессионального образования в другое.

В течение г.г. должны быть выпущены следующие нормативные и методические документы: Положение об экстернате в образовательных учреждениях ВПО профессионального образования. Порядок проведения государственной (итоговой) аттестации выпускников вузов РФ, порядок проверки экзаменационных работ и системы оценки результатов, а также порядок подачи рассмотрения апелляций. Формы документов государственного образца о ВПО и Инструкция о порядке выдачи документов государственного образца о ВПО, заполнении и хранении соответствующих бланков документов. Порядок проведения учебных и производственных практик студентов образовательных учреждений ВПО. Порядок совместной разработки и реализации основных образовательных программ ВПО несколькими вузами, в том числе зарубежными

Спасибо за внимание!