Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарева» Институт национальной культуры Выполнила: студентка специальность «Реклама» 207 группа з/о О.С.Лебина Проверила: О.В. Мезонова
Функции и структура общения. Вербальные и невербальные средства общения. Общение как восприятие людьми друг друга. Типы и механизмы психологического воздействия. Виды и техники слушания.
"Единственная настоящая роскошь - это роскошь человеческого общения" А. де Сент-Экзюпери Общение процесс установления и развития контактов между живыми организмами, порождаемый потребностями совместной деятельности, включающий в себя обмен информацией, обладающий взаимным восприятием и попытками влияния друг на друга. Вне общения невозможна человеческая деятельность В подавляющем большинстве случаев межличностное общение почти всегда оказывается вплетенным в ту или иную деятельность и выступает как условие ее выполнения. И это понятно, поскольку вне общения людей друг с другом немыслимы процессы труда, учения, игры и т.д. Межличностное общение является необходимым компонентом деятельности людей, осуществление которой предполагает их сотрудничество, но и обязательным условием нормального функционирования их общностей.
Общение – специфическая форма взаимодействия человека с другими людьми как членами общества: в общении реализуются социальные отношения людей. В общении выделяют три взаимосвязанных стороны: коммуникативная сторона общения состоит в обмене информацией между людьми ; интерактивная сторона заключается в организации взаимодействия между людьми, например, нужно согласовать действия, распределить функции или повлиять на настроение, поведение, убеждения собеседника ; персептивная сторона общения включает процесс восприятия друг друга партнерами по общению и установление на этой основе взаимопонимания
Потребность в общении ( необходимо сообщить или узнать информацию, повлиять на собеседника и т. п.) – побуждает человека вступить в контакт с другими людьми. Ориентировка в целях общения, в ситуации общения. Ориентировка в личности собеседника. Планирование содержания своего общения – человек представляет себе (обычно бессознательно), что именно скажет. Бессознательно ( иногда сознательно ) человек выбирает конкретные средства, фразы, которыми будет пользоваться, решает как говорить, как себя вести. Восприятие и оценка ответной реакции собеседника, контроль эффективности общения на основе установления обратной связи. Корректировка направления, стиля, методов общения.
Если какое - либо из звеньев акта общения нарушено, то говорящему не удается добиться ожидаемых результатов общения – оно окажется неэффективным. Эти умения называют социальным интеллектом практически – психологическим умом коммуникативной компетентностью, коммуникабельностью. Коммуникация – процесс двустороннего обмена информацией, ведущей ко взаимному пониманию Коммуникация в переводе с латыни означает общее, разделяемое со всеми.
Коммуникативная компетентность – способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми. Для эффективной коммуникации характерно : достижения взаимопонимания партнеров, лучшее понимание ситуации и предмета общения ( достижение большей определенности в понимании ситуации способствует разрешению проблем, обеспечивает достижение целей с оптимальным расходованием ресурсов ).
стереотипы – упрощенные мнения относительно отдельных лиц или ситуаций, в результате нет объективного анализа и понимания людей, ситуаций, проблем ; предвзятые представления - склонность отвергать все, что противоречит собственным взглядам, что ново ; плохие отношения между людьми, поскольку если отношение человека враждебное, то трудно его убедить в справедливости вашего взгляда ; отсутствие внимания и интереса собеседника, а интерес возникает, когда человек осознает значение информации для себя ( с помощью этой информации можно получить желаемое или предупредить нежелательное развитие событий ); пренебрежение фактами, т. е. привычка делать выводы - заключения при отсутствии достаточного числа фактов ; ошибки в построении высказываний : неправильный выбор слов, сложность сообщения, слабая убедительность, нелогичность и т. п. неверный выбор стратегии и тактики общения.
открытое – закрытое общение монологическое – диалогическое ролевое ( исходя из социально й роли ) – личностно е ( общение по душам )
Контакт масок - формальное общение, когда отсутствует стремление понять и учитывать особенности личности собеседника, используются привычные маски ( вежливости, строгости, безразличия, скромности, участливости и т. п.) – набор выражений лица, жестов, стандартных фраз, позволяющих скрыть истинные эмоции, отношение к собеседнику. Примитивное общение, когда оценивают другого человека как нужный или мешающий объект : если нужен – то активно вступают в контакт, если мешает – оттолкнут или последуют агрессивные грубые реплики. Если получили от собеседника желаемое, то теряют интерес к нему и не скрывают этого.
Формально – ролевое общение, когда регламентированы и содержание и средства общения и вместо знания личности собеседника обходятся знанием его социальной роли. Деловое общение, когда учитывают особенности личности, характера, возраста, настроения собеседника, но интересы дела более значимы, чем возможные личностные расхождения. Духовное. Межличностное общение друзей, когда можно затронуть любую тему и не обязательно прибегать к помощи слов – друг поймет вас и по выражению лица, движениям, интонации.
Общение, будучи сложным социально – психологическим процессом взаимопонимания между людьми, осуществляется по следующим основным каналам: речевой (вербальный – от латинского слова устный, словесный) неречевой (невербальный) каналы общения. Речь как средство общения одновременно выступает и как источник информации, и как способ воздействия на собеседника.
Исследования показывают, что в ежедневном акте коммуникации человека слова составляют 7%, звуки интонации – 38%, неречевое взаимодействие – 53%.
Мимика – движение мышц лица, отражающие внутреннее эмоциональное состояние - способна дать истинную информацию о том, что переживает человек. Мимические выражения несут более 70% информации
Жесты при общении несут много информации; в языке жестов, как и в речевом, есть слова, предложения. Богатейший алфавит жестов можно разбить на 4 группы:
Процесс восприятия одним человеком другого выступает как обязательная составная часть общения и составляет то, что называют перцепцией. Поскольку человек вступает в общение всегда как личность, постольку он и другим человеком – партнером по общению также воспринимается как личность. От меры точности прочтения другого человека зависит успех организации с ним согласованных действий.
в сходных ситуациях поведение однотипно ; постоянное поведение в других случаях поведение проявляется иначе ; отличающееся поведение в сходных обстоятельствах такое поведение свойственно большинству людей. обычное поведение
привычные упрощенные представления о других группах людей, о которых мы располагаем скудной информацией. стереотипы эмоциональная оценка каких - либо людей как хороших или плохих, даже не зная их самих, ни мотивов их поступков предубеждения неосознанная готовность человека определенным привычным образом воспринимать и оценивать каких - либо людей и реагировать определенным, заранее сформированным образом без полного анализа конкретной ситуации. установки
В процессе речевого взаимодействия происходит передача информации от одного партнера к другому, которая может быть выражена в такой схеме: передача информации – (говорящий кодирует информацию в словах) - (слушающий раскодирует слова, извлекает информацию) понимание информации.