Познакомиться с особенностями народного промысла «Дымковская игрушка» 1. Вятка – город родина народного промысла 2. История промысла. 3. Раскраска 4. Техника изготовления 5. Значение промысла 6. Виды игрушек.
Дымковские игрушки известны во всем мире. Более 100 лет тому назад их впервые вылепили в городе Вятке (теперь Киров). Это нарядные барыни, в расширяющихся колоколом юбках и высоких головных уборах. Петухи или индюки с пышными, как веер, хвостами; кони на устойчивых ножках, украшенные кругами. Баба, конь и птица – главные образы народных игрушек. В долгие зимние вечера на фоне звездного неба из изб поднимался дымок от работы печей. В них мастера обжигали вылепленные из красной глины, но еще не расписанные игрушки. После обжига в печи глиняные игрушки покрывали слоем мела, разведенного на молоке, а потом расписывали яркими красками – синей, желтой, оранжевой, малиновой и даже использовали для красоты золотую. Орнамент на игрушках – разнообразные круги - горохи, полосочки, волнистые линии, клеточки.
Наше путешествие начинается у реки Вятки. Когда-то очень давно на поросшем лесом берегу реки Вятки появилось поселение- слобода. По утрам хозяйки дружно топили печи, и кудрявые дымки весело поднимались к небу. Наверное, потому и назвали слободу Дымковской. Издавна в Дымковской слободе жили гончары. Лепили из местной красной глины посуду, а ещё дудочки-свистульки. Слепят и в печь поставят, чтобы они стали крепкими и долго всех радовали. Потому и дымили очаги гончаров. А свистульки в виде зверюшек и птичек делали не просто для забавы детворы. В старину Вятичи весной встречали Ярилу - бога солнца и плодородия- весёлым свистом глиняных дудочек. Тот весенний праздник назывался в народе « Свистунья».
Почему «Свистунья»? А вот послушайте, что об этом рассказывает легенда. Однажды город окружили враги. Много пришло их из чужой земли, сила несметная… Казалось, нет от них спасения. Но вятичи – люди находчивые. Придумали горожане «военную» хитрость. Все жители, и стар, и млад, взяли глиняные свистульки и тёмной ночью незаметно подкрались к врагам. И такой свист подняли! Заметались испуганные враги, показалось им, что на выручку к горожанам пришло огромное войско, и с страхе бежали прочь. С тех пор вятичи отмечают свою победу весёлой «Свистуньей».
Путешествие в историю Дымковская игрушка - самый известный из глиняных промыслов России. Она отличается предельно простой и ясной пластической формой, обобщённостью силуэта, яркой орнаментальной росписью по белому фону. Дымковские игрушки мастерят в Кировской области, в одном из сёл, ныне знаменитом на весь мир. Любимые игрушки вятских мастеров - это индюки, да ещё барыни и ярких, расписных нарядах. Ходит гордо, Смотрит важно, В оперении нарядном: Синий, жёлтый, Красный круг- Распустил свой хвост индюк. В давние-давние времена мастера Дымковской слободы под Вяткой лепили из глины игрушки: барынь под зонтиком, румяных кавалеров, коней, медведей, оленей, уточек и петухов. Почти все они - свистульки, празднично расписанные по белой глине разноцветными полосами и линиями, кольцами и точечками, кружочками, похожими на цветы. Игрушки эти очень простые.В фигурке барыни выделяется голова в кокошнике да юбка-колокол с передником. Наездник может быть не только на коне, но и на козле, свинье или петухе. Корова, баран, козёл очень похожи между собой, а отличаются друг от друга только формой рогов. Роспись дымковской игрушки нарядна и декоративна. На белом фоне очень ярко сверкают малиновый, синий, зелёный, жёлто-оранжевый цвет
Раскраска дымковских игрушек Известно ли Вам, что обозначают элементы росписи на дымковской игрушке? Оказывается синяя волнистая полоса - это вода, перекрещенные полоски – сруб колодца, круг со звездчатой серединкой – солнце и небесные светила Геометрический орнамент состоит из точек, прямых перекрещивающихся линий, зигзагов, кругов, звёзд. Орнамент может быть одноцветным и многоцветным, выполнен рельефно или выпукло. Каждая эпоха, каждая нация имела свой орнамент. По нему можно определить время, когда была создана та вещь. Ещё в каменном веке земледельцы, жившие на Украине, делали глиняные фигурки и украшали их орнаментом, облепляли зёрнами пшеницы и бросали в огонь. Магический обряд должен был приносить плодородие нивам. Затем фигурки отдавали детям. На Руси с достопамятных времён развивается народный промысел по созданию дымковской игрушке.
Техника изготовления Техника изготовления дымковской игрушки очень проста. На лежащей на коленях дощечке,игрушку лепят руками из смеси глины с песком. Используют тонкую заостренную палочку для прокалывания отверстий и деревянную лопатку чтобы разбивать глину на пласты.Мелкие детали лепят на мокрой тряпке и крепят водой к игрушке. Образовавшиеся швы сглаживают мокрой тряпкой и ставят сушить игрушку на полку на 2-3 дня. Продолжает работу гончар. Сушатся игрушки в комнате, подальше от окна. Высушенные игрушки обжигают в русской печи. Затем игрушку погружают в раствор мела с молоком три раза и сушат на сквозняке. Подготовленную игрушку раскрашивают.
Итак, заглянем в мастерскую. Мы увидим с вами груды глины, мешки с мелом, ящики с красками, коробки с яйцами, молоко. Сначала игрушку лепят из гончарной глины с добавлением речного песка. Затем она сохнет. После этого игрушку обжигают в печке и она становится крепкой и звонкой. Затем мастера разводят на молоке мел и белят игрушку. Затем игрушки расписывают, используя от 4 до 10 цветов и украшают листочками сусального золота. -Лепят дымковские мастера и животных: важных индюков, задиристых петухов, уток с утятами, барашков с золотыми рогами. Барашек-свисток Левый рог-завиток Правый рог- завиток, На груди- цветок. Бока крутые, Рога золотые, Копыта с оборкой На спине Егорка. Утка - Марфутка Бережком идёт, Уточек- Марфуточек Купаться ведёт.
Значение дымковской игрушки давно уже не игровое. Это – народная декоративная скульптура. Промысел игрушки уже в XIX в. приобрел самостоятельное значение, выделившись из гончарства. Название игрушки связано с местом изготовления - слободой Дымково (ныне - район г. Вятки). Промысел развивался от простых игрушек и свистулек к декоративной скульптуре. Наиболее характерны женские фигуры ("барыни", "кормилицы"). Большое место принадлежит многофигурным жанровым композициям на темы городской жизни. Праздничный и нарядный облик игрушек создается росписью по меловому фону, в основе росписи - геометрический орнамент и яркая, контрастная цветовая гамма, дополняемая наклеенными кусочками золотистой фольги. Известный этнограф, изучавший вятскую деревню, писал, что в Вятке делают глиняные игрушки, что игрушки эти бессмысленны, и жаль - пропадает талант народа на таких глупых вещах. Впрочем, - добавлял ученый, - в последнее время благодаря стараниям земских работников вятские кустари начали делать необыкновенно изящные вещи: пепельницы, статуэтки царей и Наполеонов. Так не понимал красоту вятской игрушки известный ученый... Промысел не стал развиваться по этому "полезному" пути, но к сожалению дымковская продукция давно утратила основные качества народной игрушки - простоту, непосредственность и дешевизну. Происхождение промысла связывалось с народным праздником "свистунья", когда по всей округе раздавались трели и свист глиняных свистулек, которых специально готовили тысячами к этому празднику. И хотя у Дымки действительно сформировалась особая пластика, однако благодаря статичности фигурок, а также их сюжетности, излишней детализованности, Дымка стала просто сувениром.