МБОУ «Парцинская средняя общеобразовательная школа» Зубово – Полянского муниципального района Республики Мордовия Подготовила: учитель биологии Лебина О.С.
Что такое урок? Урок – это логически законченный, целостный, ограниченный определенными рамками времени отрезок учебно- воспитательного процесса. цели задачи содержание методы организация 2
Когда мы разрабатываем традиционный урок, то каждый компонент его прописывается в соответствии с требованиями. Цели урока 1. Правильность и обоснованность цели урока с учетом: -программных требований; -содержания материала; 2. Формы и методы доведения цели до учащихся. Целесообразность этих форм и методов. 3. Степень достижения поставленной цели. 3
Структура и организация урока 1. Соответствие структуры урока его цели и типу. 2. Логическая последовательность и взаимосвязь этапов урока. 3. Целесообразность распределения времени по этапам урока. 4. Рациональность использования оборудования кабинета. 5. Научная организация труда учителя и учащихся. 6. Организация начала и конца урока. 7. Оптимальный темп ведения урока. 8. Наличие плана и степень его выполнения. 4
Содержание урока 1. Соответствие содержания урока требованиям стандарта. 2. Логичность изложения. 3. Доступность изложения 4. Научность изложения 5. Выделение ведущих идей по данной теме. 6. Связь содержания урока с жизнью, профессиональная направленность материала. 7. Связь содержания урока с потребностями и интересами ученика. 8. Формирование самостоятельного мышления, активной учебной деятельности, познавательных интересов учащихся средствами самого урока. 5
Методика преподавания (деятельность учителя) 1. Правильность отбора методов, приемов и средств обучения. 2. Разнообразие методов и приемов, применяемых на уроке. 3. Формирование у учащихся новых понятий. 4. Актуализация опорных знаний 5. Качественное освоение нового материала 6. Использование средств обучения. 7. Организация учителем самостоятельной работы учащихся 8. Педагогическая техника учителя. 6
Учебная деятельности обучающихся 1. Активность и работоспособность учащихся на разных этапах урока. 2. Интерес к теме урока 3. Владение рациональными приемами работы на уроке. Культура труда на уроке. 4. Выполнение учащимися единых требований. 5. Наличие навыков самоконтроля. 6. Качество знаний и умений учащихся 7. Умения самостоятельно приобретать знания, самостоятельность суждений. 8. Культура межличностных отношений. 9. Реакция на оценку учителя. 7
учитель привержен предметному содержанию. учитель не может увидеть и донести до ученика знаний необходимых и полезных для повседневной жизнедеятельности. требования к уроку представлены Знаниевой парадигмой образования учитель злоупотребляет научной, абстрактно- теоретической, детализированной составляющей содержания урока. знания используются для формирования и развития ценностных портретных характеристик обучающихся 8
Следовательно, при проектировании урока необходимо отталкиваться от стратегической цели образования – формирование личности. Как организовать современный урок с точки зрения системно – деятельностного, метапредметного подходов? Основная идея этого подхода заключаются в том, что главный результат образования – это не отдельные знания, умения и навыки, а способность и готовность человека к эффективной и продуктивной деятельности в различных социально-значимых ситуациях. 9
Этапы урока Традиционный урок Урок современного типа Объявление темы урока Учитель сообщает учащимся Формулируют сами учащиеся Сообщение целей и задач формулирует и сообщает учащимся, чему должны научиться Формулируют сами определив границы знания и незнания Планирование сообщает учащимся, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь цели Планирование способов достижения намеченной цели Практическая деятельность учащихся Под руководством учителя учащиеся выполняют ряд практических задач (чаще применяется фронтальный метод организации деятельности) осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы) Осуществление контроля осуществляет контроль за выполнением учащимися практической работы осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля) Осуществление коррекции в ходе выполнения и по итогам выполненной работы учащимися осуществляет коррекцию формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно Оценивание учащихся осуществляет оценивание учащихся за работу на уроке дают оценку деятельности по её результатам (самооценивание, оценивание результатов деятельности товарищей) Итог урока выясняет у учащихся, что они запомнили Проводится рефлексия Домашнее задание объявляет и комментирует (чаще – задание одно для всех) могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей 10
11
развитие мышления через обучение деятельности: умение адаптироваться внутри определенной системы относительно принятых в ней норм (самоопределение), осознанное построение своей деятельности по достижению цели (самореализация). адекватное оценивание собственной деятельности и ее результатов (рефлексия); формирование системы культурных ценностей и ее проявлений в личностных качествах формирование целостной картины мира, адекватной современному уровню научного знания 12
Требования к современному уроку Проектирование целей курса, темы, урока, необходимо осуществлять исходя из личностных, метапредметных и предметных результатов. Мотивационно-целевое пространство уроков должно создаваться на основе развития личностных потребностей учеников. Урок должен включать поисковую, проблемную, проектную деятельность обучающихся. 13
Учебное сотрудничество обучающихся при решении учебных задач должно строиться на основе демократического общения. Важным компонентом на уроке должны стать организация самоконтроля и самооценки обучающихся своей деятельности в соответствии с выработанными критериями. Педагог должен владеть способами организации рефлексии, аутентичными формами оценивания; осуществлять самоанализ собственной педагогической деятельности с позиции достижения личностных, метапредметных и предметных результатов. 14