Учитель Лебедева Евгения Игоревна
Хлебников Велимир ( Виктор Владимирович) – поэт, ведущий теоретик футуризма. Родился в семье ученого-естественника, орнитолога и лесовода. С 1903 г. – студент Казанского, а в г.г. – Петербургского университета.
В литературу В.Хлебников пришёл в 1905 году – в период расцвета символизма. В Петербурге посещал литературные «среды» в «Башне» В.Иванова. Однако увлечение символизмом было непродолжительным. «Гениально-сумасшедшие», по выражению М.Кузмина, произведения Хлебникова сделали его самой яркой фигурой русского футуризма, заявившего о себе в начале 1910-х годов. фотография 1908 г.
Современники вспоминали, что поэт жил в каком-то своём, особом мире. Он часто писал свои стихи в самых неожиданных, неподходящих для этого занятия местах: в магазине – на обёрточной бумаге, в книжной лавке – на обложке любой книги, в постели – на краешке подушки, - везде, где находился клочок бумаги. Хлебников не заботился о том, чтобы сохранить свои творения. Как они легко писались у него, так легко и исчезали. Он мог подарить, потерять стихи, пустить на растопку.
В коллективных сборниках футуристов «Садок судей», «Пощёчина общественному вкусу», «Дохлая луна» были напечатаны ранние тексты поэта, положившие начало его литературной известности, а потом и знаменитости. Хлебникова многие считали юродивым, чудаком. Н.Асеев писал о нём: «Был он похож больше всего на длинноногую задумчивую птицу, с его привычкой стоять на одной ноге, и его внимательным глазом, с его внезапными отлётами и улётами во времена будущего».
Своё назначение В.Хлебников видел в том, чтобы нести миру новое «самовитое» слово. Не случайно он выбрал себе имя Велимир (повелевающий миром). Хлебников видел мир с неожиданной стороны. Есть у него стихотворения, совершенно не похожие на «заумь», простые и глубокие : Мне мало надо! Краюшку хлеба И каплю молока. Да это небо, Да эти облака! 1912
Хлебников стремился к созданию искусства будущего, способного восстановить утраченную миром гармонию. Человек и время, личность и космос, творец и история – вот понятийные контуры его художественного мышления.
Заклятие смехом. О, рассмейтесь, смехач! О, засмейтесь, смехачи! Что смеются смехами, Что смеянствуют смеяльно. О, засмейтесь усмеяльно! О, рассмешищ надсмеяльных – Смех усмейных смехачей! О, иссмейся рассмеяльно, смех надсмейных смерчей! Смейево, смей его, Усмей, осмей, смешик, смешинки, Смеюнчики, смеюнчики. О, рассмейтесь, смехачи!
Бобэоби пелись губы, Вээом пелись взоры, Пиээо пелись брови, Лиэээй – пелся облик, Гзи - гзи – гзэо пелась цепь. Так на холсте каких- то соответствий Вне протяжения жило Лицо.