МОУ Терновская СОШ 1 Автор: учитель МХК: Крыщенко Любовь Витальевна
История человечества Мир- лестница, по ступеням которой Шёл человек. Мы осязаем то, Что он оставил на своей дороге. Животные и звезды – шлаки плоти, Перегоревшей в творческом огне; Все в свой черёд служили человеку Подножием, и каждая ступень Была восстаньем творческого духа. М. Волошин
Пространство и время в зеркале мифов Человек древнейших цивилизаций не осознавал временной последовательности: египтянин обращая взоры к небу представлял в своем воображении ладью, несущую бога света Ра.
Пространство и время в зеркале мифов Греческий бог Солнца – Гелиос, подобно богу Ра, появлялся на восточном краю неба в золотой колеснице, выкованной Гефестом. А ночью небеса медленно объезжала богиня-ночь Нюкта.
Человек эпохи Римской империи Пусть имена цветущих городов Ласкают слух значительностью бренной. Не город Рим живёт среди веков, А место человека во вселенной. О. Мандельштам В эпоху Римской империи повышенный интерес представляла личность государственная и общественная. Император Клавдий «Гражданин строгих правил, храбрый и достойный первенства в государстве, …, не станет добиваться богатств и могущества и будет оберегать государство в целом, заботясь обо всех гражданах…» Цицерон.
Человек эпохи Римской империи Высеченная из мрамора статуя Октавиана Августа прославляет его как полководца и правителя государства. Гордая, величавая поза и выразительный жест руки придают статуе монументальный характер. Август облачен в панцирь, который украшают рельефные изображения. Могучая фигура с атлетически развитым телом и обнаженными мускулистыми ногами напоминает статуи греческих богов и героев. У ног Августа скульптор поместил изображение Амура, сына богини Венеры, от которой якобы вел свое происхождение род Августа.
Человек эпохи Римской империи Образ человека в портретном искусстве Рима обретает новые черты во II веке, когда Империя достигла вершины своего могущества. Многочисленные военные походы императора Траяна произвели сильное впечатление на его современников. В честь одержанных побед произносили хвалебные речи и воздвигали монументы. Скульпторы изображали Траяна энергичным и умным государственным деятелем, в одежде римского полководца. Впоследствии владыкам Рима при вступлении на престол выражали пожелание: «Будь счастливее Августа! лучше Траяна».
Человек эпохи Римской империи Скульптор изобразил Марка Аврелия в скромном плаще, без императорских отличий. Свободно вьющиеся волосы обрамляют его задумчивое лицо, в котором угадывается высокая интеллектуальная культура «философа на троне», как называли императора историки.. В XVI веке великий итальянский мастер Микеланджело поставил эту статую в центре созданной им площади на Капитолийском холме в Риме.
Человек эпохи Римской империи В мраморном бюсте императора Каракаллы ( гг.) нет спокойного величия и сдержанности правителей Рима I-II веков. Голова Каракаллы изображена в резком повороте. Гневно сдвинутые брови, тяжелый подозрительный взгляд исподлобья, упрямо сжатые губы и массивный подбородок заставляют почувствовать беспощадную жестокость и капризную раздражительность Каракаллы.
Человек «в центре мира» (Эпоха Возрождения).
Портрет Якобо Страда художник Тициан. Женщина и книга художник Тициан.
Человек «в центре мира» (Эпоха Раннего Возрождения). Урбинский герцог, полководец и дипломат Федериго да Монтефельтро кисти Пьеро Делла Франческа, предстает перед нами человеком умным и властным. Темные глаза зорко глядят из-под опущенных век, волевой подбородок резко выступает вперед.
Пинтуриккьо «Портрет мальчика» Лицо мальчика выполнено так старательно, словно художник опасался упустить мельчайшую подробность его внешнего облика. Между тем за каждым штрихом и мазком стоит уверенность мастера, прошедшего хорошую школу рисунка. Уверенно поставлена голова и построено лицо, тонко очерчены лоб, нос, глаза, подбородок. Точность рисунка позволила «донести» до зрителя такую деталь, как чуть заметно выпяченные губы.
Человек «в центре мира» (Эпоха Высокого Возрождения). В образе Ипполито Риминальди мастер воплотил характер, в котором способность к действию подтачивается внутренними противоречиями, сомнениями. Грусть и тревога прочитываются во взгляде его больших темных глаз. Какая- то едва ощутимая болезненность заметна в его выразительном лице. Недаром же стало традиционным сопоставление этого образа с шекспировским Гамлетом. «Быть или быть, вот в чем вопрос….»
Ответьте на вопросы: Каким представляется нам человек, живший в эпоху Римской империи? Что представляет собой статуя императора Марка Аврелия? Какие идеи нашли яркое отражение в искусстве Эпохи Возрождения?
Соотнеси автора и фрагмент картины. Пинтуриккьо Пьеро Делла Франческа Тициан Леонардо да Винчи Рафаэль
Выбери лишнее произведение искусств и объясни выбор. 1. Портрет Ипполито Риминальди 2. Портрет Каракаллы 3. Федериго да Монтефельтро