Методология, методика и техника социологического исследования Жиглов М.Н.-ЮСП-104.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Конкретное социологическое исследование – основа прикладной социологии 1 Понятие о конкретном социологическом исследовании 2 Разновидности конкретного.
Advertisements

План 1) Виды социологического исследования ; 2) Программа и план исследования ; 3) Методы сбора социологической информации.
Внимательно прочтите вопрос и варианты ответов на него. Выберите из предложенных вариантов один или несколько верных и впишите номер/а выбранных вами ответов.
Методика социологического исследования.
Уровни социологического знания Уровни социологического знания 1. Первичное обобщение эмпирических данных: Проведение эмпирических исследований в социальных.
Методы сбора социологической информации
МЕТОДОЛОГИЯ В ПЕДАГОГИКЕ Выполнила : магистранты II курса группы СВ ( б ) Каныбекова Алтынай К. Шейшеев Стамбек К. Проверил : Куватбеков Каныбек.
Курс «Методология и методика социологического исследования», 2014 г. © Пузанова Ж.В. Методы и процедура социологического исследования.
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИИ Автор курса: д.п.н., проф. ГАГАРИН Александр Валерьевич Учебная дисциплина:
Опросные методы как вспомогательные методы психологического исследования Сургут 2012г.
1 Академия при Президенте РФ (РАНХиГС) Международный институт государственной службы и управления (МИГСУ) Кафедра акмеологии и психологии профессиональной.
Лекция 3. Методы этносоциологических исследований.
Тема 3 Социологические исследования Учебные вопросы: 1. Значение социологических исследований. 2. Виды социологических исследований. 3. Методы социологических.
Организация исследовательской деятельности на средней и старшей ступени общего образования.
Технология системного анализа урока. Отсутствие цели посещения Отсутствие программы наблюдения Рассмотрение педагогических средств и приемов вне зависимости.
Методология, методы и логика педагогического исследования Понятие о методологии, уровнях методологического знания, методологических принципах педагогики.
Изучение педагогического опыта как метод педагогического исследования Выполнили: студентки V курса, заочного отделения, по направлению подготовки магистров.
Формы организации исследовательской работы с учащимися.
Организация научно- исследовательской деятельности учащихся во внеурочное время Организация научно- исследовательской деятельности учащихся во внеурочное.
Науки. Перечислите естественные и гуманитарные науки. естественныегуманитарные.
Транксрипт:

Методология, методика и техника социологического исследования Жиглов М.Н.-ЮСП-104

Социальные проблемы, общественные проблемы вопросы и ситуации, которые, прямо или косвенно влияют на человека и, с точки зрения всего или значительного числа членов сообщества, являются достаточно серьёзными проблемами, требующие коллективных усилий по их преодолению. Социальная проблема, на решение которой направлено исследование, имеет своих носителей. К ним относятся те или иные социальные группы и социальные институты. Они выступают объектом исследования. Объект это часть действительности, которая нуждается в социологическом познании. Это может быть жизнедеятельность людей, организуемая конкретными социальными институтами. Предмет исследования это определенный аспект объекта, его некоторые стороны и свойства, которые в более полном виде выражают исследуемую проблему и подлежат изучению.

Социологическое исследование это система логически последовательных методологических, методических и организационно-технических процедур, подчиненных единой цели: получить точные объективные данные об изучаемом социальном явлении

Программа социологического исследования представляет собой изложение общей концепции, методологических подходов в соответствии с целью предпринимаемого исследования гипотез, правил процедуры и логически последовательных действий для проверки высказанных предположений. Первоначально социолог составляет общий эскиз программы, где фиксируются тема, цель и основные задачи предполагаемого исследования в соответствии с выдвинутой проблемной ситуацией. Далее решается организационный вопрос: тема научно-исследовательской работы социолога включается в план НИР учреждения, в котором он служит, либо с ним заключает договор организация- заказчик, которая заинтересована в его исследовании.

Исследование начинается с его подготовки: обдумывания целей, программы, плана, определения средств, сроков, способов обработки и т. д.

Второй этап сбор первичной социологической информации. Это собранные в различной форме необобщенные сведения записи исследователя, выписки из документов, отдельные ответы опрашиваемых и т. д.

После окончания сбора первичной социологической информации проводится подготовка к обработке полученных анкет, при этом часть их бракуется, если респонденты несерьезно подошли к их заполнению. Некоторая часть оставшихся анкет тоже исключается из дальнейшей работы ними. Это необходимо, чтобы точнее соблюсти принцип репрезентативности выборки. Выборка это часть генеральной совокупности, т. е. объекта исследования, подлежащая непосредственному изучению. Удельный вес тех или иных социальных групп в выборке должен соответствовать их удельному весу в генеральной совокупности. Для этого надо дать полученным материалам всестороннее, четкое объяснение, т. е. дать интерпретацию. В процессе интерпретации сравниваются итоговые материалы, полученные с помощью различных методов социологического исследования, эти данные соотносятся не только между собой, но и со знаниями исследователя. В результате интерпретации и связанного с нею анализа проверяются гипотезы, после этого можно переходить к формулировке выводов и рекомендаций.

Третий этап подготовка собранной в ходе социологического исследования анкетного опроса, интервью, контент- анализа и т. д., информации к обработке на ЭВМ, составление программы обработки, обработка на ЭВМ.

Заключительный этап анализ обработанной информации, подготовка научного отчета по итогам исследования, формулирование выводов и рекомендаций для заказчика, субъекта управления.

Различают три основных вида социологического исследования: разведывательное (пилотажное), описательное и аналитическое.

Разведывательное (или пилотажное, зондажное) исследование самый простой вид социологического анализа, позволяющий решать ограниченные задачи. По сути идет «обкатка» инструментария, т. е. методических документов: анкеты, бланка интервью, опросного листа, карточек наблюдений, карточек изучения документов и др. Программа такого исследования упрощена, как и инструментарий. Обследуемые совокупности невелики: от 20 до 100 человек.

Описательное исследование более сложный вид социологического анализа. С его помощью получают эмпирическую информацию, дающую относительно целостное представление об изучаемом социальном явлении. Оно обычно проводится в том случае, когда объект анализа относительно большая совокупность, отличающаяся разнообразными характеристиками, например трудовой коллектив крупного предприятия, где работают представители разных профессий, мужчины и женщины разного возраста, отличающиеся по стажу работы, квалификацией, и т. д.

Самый серьезный вид социологического анализа аналитическое исследование. Оно не только описывает элементы изучаемого явления или процесса, но и позволяет выяснить причины, лежащие в его основе. Поиск причинно- следственных связей главное назначение такого исследования. Если в описательном исследовании устанавливается связь между характеристиками изучаемого явления, то в аналитическом выясняется, носит ли эта связь причинный характер и что является основной причиной, определяющей то или иное социальное явление. Аналитическом исследовании изучается совокупность многих факторов, обусловливающих то или иное явление. Обычно их классифицируют как основные и неосновные, постоянные и временные, контролируемые и неконтролируемые и т. д.

Общественное мнение - специфическое проявление общественного сознания, выражающееся в оценках (как в устной, так и в письменной форме) и характеризующее явное (или скрытое) отношение больших социальных групп (в первую очередь большинства народа) к актуальным проблемам действительности, представляющим общественный интерес.

Сущность, содержание общественного мнения во-первых, рассматриваемый феномен есть конкретный вывод определенной общности людей по тем или иным объектам, своего рода итог мыслительной деятельности людей; во-вторых, критериями отбора при формировании общественного мнения служат общественные интересы и потребности. Только те явления или факты общественной жизни становятся его объектами, которые приковывают к себе внимание, вызывают потребность в выработке по ним общего суждения; в-третьих, массовые суждения людей обладают различной степенью объективности (истинности). Это объясняется тем. что мнения могут формироваться на основе как научных знаний, так и ложных взглядов и ошибочных представлений. В случае недостатка объективной информации люди компенсируют ее слухами, интуицией и т. д. Общественное мнение, не имеющее в своей основе твердого научного фундамента, может быть ошибочным. Суждение научной критики нередко заменяется предрассудками, выдаваемыми за общественно мнение; в-четвертых, этот феномен выступает в качестве специфической побудительной силы, регулирующей поведение людей, их практическую деятельность. Выступая в качестве «материальной» регулирующей силы, он относится к активной, т. е. овладевшей массами, части общественного сознания Общественное мнение в этом случае не только отражает определенный уровень знаний людей по тому или иному вопросу, но и фиксирует их активное отношение к объекту мнения, образуя подобие сплава рационального, эмоционального и волевого компонентов. Этот феномен существует в сознании люде; и выражается публично, выступая, в свою очередь, как мощнее средство общественного воздействия; в-пятых, общественное мнение представляет собой специфический продукт взаимодействия людей, своего рода соединение мнений, нивелированных, измененных, образовавших новое качество, не сводимое к простой сумме индивидуальных мнений.