Использование электронно-образовательных ресурсов в образовательном процессе Урсова Л.А. 2013
Согласно ФГОС НОО, введенному в действие 1 сентября 2011 года, ряд требований к результатам образования прямо связан с необходимостью использования информационных технологий.
Выпускник начальной школы должен: активно использовать речевые средства и средства ИКТ для решения коммуникативных и познавательных задач; вводить текст с помощью клавиатуры; фиксировать (записывать) в цифровой форме и анализировать изображения, звуки и измеряемые величины; готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; уметь использовать различные способы поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве Интернета), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета.
Нормативные документы, регулирующие условия организации современного образовательного процесса С 1 сентября 2011 введены новые «Санитарно- эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» Сан ПиН Данные требования изложены в разделе Полностью сняты ограничения по времени использования компьютеров в образовательном процессе. Остались только совершенно разумные ограничения по непрерывному использованию одного вида деятельности, и не важно, связана ли эта деятельность с использованием компьютера или с использованием обычной ученической тетрадки.
Нормативные документы, регулирующие условия организации современного образовательного процесса В разделе написано, что средняя непрерывная продолжительность различных видов учебной деятельности обучающихся (чтение с бумажного носителя, письмо, слушание, опрос и т.п.) в 1-4 классах не должна превышать 7-10 минут, в 5-11 классах – минут. Данные ограничения могут быть нарушены только на контрольных работах. Непрерывная работа с изображением на индивидуальном мониторе компьютера и с клавиатурой не должна превышать в 1-4 кл. 15 мин., 5- 7 кл. – 20 мин., 8-11 кл. – 25 мин. Приблизительно такие же ограничения устанавливаются на просмотр статических и динамических изображений на учебных досках и экранах отраженного свечения. При этом нет различий между доской меловой и интерактивной.
Что такое электронные образовательные ресурсы (ЭОР)? ЭОР - учебные материалы, для воспроизведения которых используются электронные устройства. К ЭОР относят: учебные видеофильмы и звукозаписи, для воспроизведения которых достаточно бытового магнитофона или CD-плеера. Наиболее современные и эффективные для образования ЭОР воспроизводятся на компьютере. Иногда их называют цифровыми образовательными ресурсами (ЦОР)
Классификация ЭОР по технологии создания текст о графические ресурсы – материал представляется на экране компьютера, а не на бумаге, также они имеют существенные отличия в навигации по тексту мультимедиа ЭОР - ресурсы, состоящие из визуального или звукового содержания. по среде распространения и использования Интернет-ресурсы онлайн – работающие только в режиме подключения к сети Интернет Интернет-ресурсы оффлайн – их можно скачать, инсталлировать на компьютер и использовать без Интернета ресурсы для «электронных досок» по содержанию учебники рабочие тетради лабораторные работы электронные справочники и словари викторины
Какие новые педагогические инструменты используются в ЭОР? интерактив; мультимедиа; моделинг; коммуникативность; производительность.
мультимедиа обеспечит реалистичное представление объектов и процессов, интерактив даст возможность воздействия и получения ответных реакций, моделинг реализует имитационное моделирование с аудиовизуальным отражением изменений сущности, вида, качеств объектов и процессов, коммуникативность – это возможность непосредственного общения, оперативность представления информации, контроль состояния процесса, производительность – это повышение творческого компонента и эффективности учебной деятельности Какие новые педагогические инструменты используются в ЭОР?
ЭОР нового поколения представляют собой открытые образовательные модульные мультимедиа системы (ОМС). ЭОР нового поколения (ЭОР НП) – сетевые продукты, выпускаемые разными производителями в разное время и в разных местах. Центральным хранилищем которых является Федеральный центр информационно- образовательных ресурсов (ФЦИОР). Адреса ФЦИОР в Интернет:
По каждому учебному предмету организован соответствующий ресурс – открытая образовательная модульная мультимедиа система. Например, ОМС по истории, ОМС по математике и т.д. В соответствии с программой обучения весь школьный курс по предмету разбит на разделы, темы и т.д. Минимальной структурной единицей является тематический элемент (ТЭ). Например, ТЭ «Закон Ома», ТЭ «Деление клетки» и т.д. Для каждого ТЭ имеется три типа электронных учебных модулей(ЭУМ): модуль получения информации (И-тип); модуль практических занятий (П-тип); модуль контроля (в общем случае – аттестации) (К-тип).
Что мешает педагогам использовать имеющиеся ЭОР в образовательном процессе? Очень низкая скорость интернета и нестабильное соединение порой отбивают желание использовать интернет в образовательных целях. Низкая техническая оснащенность классов. Большой объём времени на подготовку к уроку (поиск, отбор, проектирование хода урока с использованием ЭОР).
Полезные ссылки Единая коллекция ЦОР Федеральный банк ЭОР Федеральные образовательные ресурсы для общего образования Республиканский мультимедиа центр Мастер-класс "Цифровые образовательные ресурсы" Экспертиза цифровых образовательных ресурсов (итоги акции) Общие требования к цифровым образовательным ресурсам Цифровые ресурсы Цифровые образовательные ресурсы на уроках технологии Электронные образовательные ресурсы сети Интернет Электронные образовательные ресурсы: современные возможности Шапиро К.В. Банк электронных ресурсов образовательного назначения (БЭРОН) Электронная библиотека интернет-ресурсов (г. Волгоград) Создание интерактивных учебных пособий во Flash Интерактивная доска для начинающих и не только...