Формирование краеведческих знаний на уроках истории и краеведения. Курникова Т.В. - учитель истории и краеведения. Муниципальное образовательное учреждение основная общеобразовательная школа д. Лаптево
«Краеведение возбуждает интерес и воспитывает уважение к истокам нашим, к родной земле... Его воздействие велико и на разум наш, и на душу. В этом-то главный смысл слов Пушкина о любви к отеческим гробам и к родному пепелищу: в них крае любые. Краеведение всегда крае любые».
Воспитывает нравственно здорового, социально адаптированного гражданина России. Формирует навыки творческой исследовательской деятельности. Разносторонне развивает личность, способствует гуманизации образования. Способствует становлению детского коллектива, упрочению семьи. Способствует патриотическому воспитанию учащихся. Адаптирует детей к современной жизни, помогает сознательно выбрать профессию. Помогает формированию национальной, социальной, нравственной культуры, рачительного отношения к природе.
Основные направления краеведческой работы: Историческое краеведение: историко- культурное, историко- архивное, военно- историческое, археологическое Естественно- научное: географическое, биологическое, экологическое Г Этнокультур ное и социолого- демографическое: фольклорное, литературное, художествен ное. Туристско- краеведческое: краеведческие исследования во время туристских походов Музейное: изучение родного края на базе школьного музея. Экскурсион- ное: изучение родного края во время экскурсий.
Возрастание роли краеведения в наши дни: Укрепляет- ся государственность растет роль провинции возрастает интерес к прошлому возрождение своей самобытности.
Родина Нравственные ценности Традиции Семья
Общественные процессы в местном крае - жизнь людей в ее развитии, во всех ее проявлениях и результатах, в границах определенной территории Изучение духовной жизни людей в тот или иной период времени Религия, история церкви Материалы о своих земляках и соплеменниках, их потомках Сферы общественной жизни, знакомство с событиями локальной истории Содержание краеведческой работы
Уроки отечественной истории Специальные учебные курсы Факультативные курсы Внеклассные занятия Формы краеведческой работы:
События Отечественной истории События местной истории Отечественная война 1812 года.Переезд в Нижний Новгород университета и других учреждений. Приезд Н.М. Карамзина, раненого поэта Батюшкова, В.Л. Пушкина. Создание в городе народного ополчения. Восстание декабристов на Сенатской площади 1825 г.Нижний Новгород в планах декабристов. Декабристы- нижегородцы – М. Бестужев-Рюмин, И.А. Анненков, Ф.П. Шаховской, Н.В. Шереметев. Имение Бестужева-Рюмина – село Кудрёшки. Социально-экономическое развитие страны в середине 19 века Тяжелое положение рабочих на Выксунских железоделательных заводах. Жизнь павловских кустарей Реформы 1861 года Сокращение земельных наделов крестьян. В селе Павлове душевой надел равнялся 0,75 десятины, в селе Богородском - 1,1 десятины. Общественные движения в 80-е годы 19 века Создание в Павлове народнического кружка под руководством бывшего семинариста Павла Николаевича Александровского Россия в пореформенный период Павловский металлообрабатывающий район, создание фабрики в деревне Лаптево: владелец – Первов Н.В.