Снимите цепи с предмета – искусства… Да, я понимаю, что книга в жизни детей может сыграть свою порой спасительную роль (редко!). Но какую роль играет в ней умение или неумение её анализировать?
рефлексия проблематичность погружение в слово современность и актуальность классики Анализ художественного текста
УРОК СЛОВЕСНОСТИ КАК РОЖДАЕТСЯ ОБРАЗ
1. Рефлексия (цель – вызвать эмоцию, желание вступить в диалог). 2. Проблемная ситуация (цель – активизировать мысль). 3. Погружение в текст (цель – индивидуально–групповая работа над вопросами, раскрывающими процесс рождения художественного образа ). 4. Обобщение (цель – обогащение духовного опыта). Этапы урока словесности
Лингвостилистический анализ стихотворения Умом Россию не понять, Аршином общим не измерить: У ней особенная стать – В Россию можно только верить. Ф.И.Тютчев 22 ноября 1866
Лист развития мысли Отражает этапы работы Содержит филологический комментарий Формулируется проблема урока Определяется цель работы Предъявляется результат исследования
Лозунг мессианской (спасительной) роли России. Т. Бек Каждое стихотворение начиналось мыслию… мысль его никогда не является нагою, но всегда сливается с образом… И.С.Тургенев Критики о поэзии Ф.И.Тютчева
Лозунг («Чувство мыслящее») Художественный образ («Мысль чувствующая и живая») Проблема
Роль композиции в создании художественного образа Лексические средства создания художественного образа Художественно – изобразительные средства создания художественного образа Ритмико – звуковая организация художественного образа Уровни организации образа
Композиция у Тютчева содержит сильное и быстрое движение мысли. А.Чичерин 1. Какой тип речи использует автор и как это связано с делением стихотворения на части? Чему посвящена каждая часть? 2. Как соотносятся начало и конец стихотворения: какая стилистическая фигура лежит в основе композиции? Сравните смысл глаголов: с каким из них ассоциируется художественный образ? Объясните лексическое значение этого глагола. Вывод: это классическое рассуждение, в основе которого лежит развитие мысли, отражающей оппозицию: ум – вера, неприятие – гармония. Роль композиции в создании художественного образа
Ничего, кроме образа, в литературном произведении нет. Л.И.Тимофеев 1. Найдите в тексте антонимическую пару. Какова её роль? Какой вид антонимов использует автор? 2.Ф.И.Тютчев поэтически переосмыслил фразеологический оборот мерить на свой аршин. Как от этого изменился смысл фразы? 3. Какое слово имеет явно высокое, книжное звучание? Почему? Каков его смысл? Вывод: философская глубина образа при внешней простоте лексики достигается за счёт контекстуальных антонимов, переосмысления фразеологизма, слов книжного звучания. Лексические средства создания художественного образа
Одна метафора, одно сравнение заполняют всё стихотворение. Вернее, всё стихотворение является одним сложным образом. Ю. Тынянов 1. В какой из трёх частей стихотворения используется такой троп, как эпитет, почему именно в этой части? 2. Какое слово и с какой целью повторяется? 3. Найдите примеры инверсий. Почему их так много в стихотворении? Как они создают художественный образ? Вывод: эмоционально-смысловая насыщенность образа возникает благодаря выразительному эпитету, гипнотическому влиянию повторов и инверсиям, создающим полюса напряжения мысли. Художественно – изобразительные средства создания образа
Всякое произведение только потому художественно, что создано по закону необходимости, что в нём ни одно слово, ни один звук не может замениться другим звуком… В.Г. Белинский 1. Какой гласный звук преобладает как во всём стихотворении, так и в одной из строк? В какой? Как называется этот приём? 2. Какие согласные преобладают и как это формирует образ? 3. Какой стихотворный размер используется поэт и почему? Как тип и способ рифмовки влияет на создание образа? Вывод: художественный образ создаётся интенсивным ассонансом и музыкальной аллитерацией, дающими элегический ключ к мелодии стиха. Автор использует характерные для русской поэзии способ и тип рифмовки. Ритмико – звуковая организация художественного образа
Чувство мыслящее Мысль чувствующая Всю жизнь он тешился сверкающей игрой своего ума, гнался за ясностью мысли, за её стройностью. Но своего истинного и исключительного величия достигал, когда внезапно открывалось ему то, чего «умом не понять». В. Ф. Ходасевич
Сочинение – рассуждение (задание С ЕГЭ по русскому языку) Сочинение – рассуждение «Чего нельзя умом понять в России?», «Во что можно верить в России?», «Мои раздумья о России». Проанализировать синтаксический уровень организации художественного образа. Домашнее задание
Синтаксические средства создания художественного образа Внимание к синтаксической стороне текста позволяет проследить систему средств, связанную с развитием поэтической мысли. В.Н.Капленко 1. Какой тип сложного предложения поэт выбрал для выражения поэтической мысли? Почему? Какие смысловые отношения возникли между предикативными частями предложения? Что они выражают? 2. Какие виды односоставных предложений использует автор и как это связано с развитием художественного образа?
Желаю вам неугасающего пламени любви и творчества! Анализируя художественный текст, мы следуем за мыслями великих. Цель такого следования – духовное и интеллектуальное развитие личности.