Московский Институт Открытого Образования Формирование и развитие рефлексивных умений школьников при работе в учебном проекте или исследовании Рефлексивные действия в учебном проекте и учебном исследовании «Кислотные дожди» Пахомова Нинель Юловна Денисова Ирина Васильевна 10 декабря 2013 г.
«Кислотные дожди»
Проблемная ситуация
Вещества, определяющие кислотность среды, можно найти и в школьной лаборатории. Это индикаторы метилоранж и универсальная индикаторная бумага. А кислотные среды найдем у себя дома на кухне, лимонный сок, например. Как узнать, кислая ли среда? Вопрос рефлексии: ситуация нам интересна? Решение: проектировать будем!
Проблема проектирования
Как, каким образом с помощью индикаторов определить, кислая ли среда? Вопрос рефлексии: ситуация нам ясна? Решение: да, проектируем дальше!
Цель проектирования Результат проектирования
Цель проектирования Найти способ определения с помощью индикаторов, кислотная ли среда. Результат проектирования – инструкция определения кислотности среды с помощью индикаторов
Задачи проектирования Сделайте в тетради ученика
Задачи проектирования 1. Приобрести индикатор 2. Приготовить раствор лимонной кислоты 3. Исследовать поведение индикатора в растворе лимонной кислоты 4. Составить инструкцию определения с помощью индикатора, кислая ли среда Вопрос рефлексии: знаем ли мы, как работать с индикаторами? Нет. Решение: будем исследовать!
Проблема исследования
Нам необходимо знание, как ведет себя индикатор в кислой среде. А мы это не знаем.
Цель исследования
Узнать, как ведет себя индикатор в кислой среде
Гипотеза
Цвет индикатора изменяется в кислой среде.
Исследовать нельзя проектировать Где ставить запятую? Проблема для проектирования – не известен способ разрешения проблемы Цель проектирования – найти способ разрешения проблемы Гипотеза в проектировании Проблема для исследования – отсутствие какого-либо знания Цель исследования – узнать, проверить предположение (гипотезу) Гипотеза в исследовании – высказывание, предположение, утверждение, которое либо опровергается, либо подтверждается
Выбор метода
Эксперимент Смотрим продолжение видеоролика и записываем результаты наблюдения в тетради
Запись результатов наблюдения в дневнике шаг действия результат 1 Налить раствор лимонной кислоты в стакан Раствор бесцветен 2 Опустить и вынуть индикаторную бумагу в раствор лимонной кислоты Изменение цвета индикаторной бумаги на красный 3 Добавить 2-3 капли метилоранжа в стакан с лимонной кислотой Изменение цвета раствора -- раствор стал розовым 4 Налить кипяченую воду в стакан Раствор бесцветен 5 Опустить и вынуть индикаторную бумагу в стакан с кипяченой водой Без изменения цвета индикаторной бумаги
Анализ результатов наблюдений, заключение и выводы Анализ результатов наблюдений Наблюдали изменение окраски исследованного кислого раствора под действием индикатора и изменения окраски индикаторной бумаги. В нейтральной среде не было изменения окраски индикатора и индикаторной бумаги Заключение: Цвет индикатора изменяется в кислой среде. Вывод: В результате исследования приходим к выводу, что гипотеза подтверждена и она верна !
Результат исследования – подтверждение выдвинутой гипотезы Исследование завершено!!! Возвращаемся в проектирование
4-я задача – Составить инструкцию определения с помощью индикатора, кислая ли среда
Инструкция
Инструкция – результат проектирования 1Подготовить индикатор 2Налить исследуемый раствор в стакан 3Добавить в исследуемый раствор индикатор 4При изменении цвета исследуемого раствора сделать вывод о наличии кислой среды
Подготовка и проведение презентации 1. Рефлексивный рассказ о проделанном проектировании и его результате R деятельности 2. Рефлексия возникновения задачи на исследование, R о наличии знания 3. Рефлексивный рассказ о проведенном исследовании R деятельности 4. Рефлексивный рассказ об использовании результата исследования для завершения проектирования R структуры проекта с исследованием! 5. Предъявление инструкции как продукта проектирования
Задание на анализ рефлексивных действий в учебном проектировании и исследовании 1. На каких этапах проектирования и исследования в проекте «Кислотные дожди» возникают рефлексивные действия? 2. Что является результатом этих действий?
Ответы на задания 1. На каких этапах проектирования и исследования в проекте «Кислотные дожди» возникают рефлексивные действия? – Это этапы: 1) анализ проблемной ситуации, 2) планирования, 3) подготовки и проведения презентации 2. Что является результатом этих действий? – В результате: 1) принятие решения о дальнейшем проектировании, 2) постановка задачи на исследование, 3) содержание презентации и усвоение универсальных учебных действий