«УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ПРОЕКТНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧИТЕЛЯ» Мачехина Ольга Николаевна кандидат педагогических наук, доцент Мачехина Ольга Николаевна кандидат педагогических наук, доцент МОСКОВСКИЙ ИНСТИТУТ ОТКРЫТОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАФЕДРА ОТКРЫТЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
«Верно определите слова, и вы освободите мир от половины недоразумений». Рене Декарт
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ Интегральная характеристика, определяющая способность, готовность человека решать профессиональные проблемы и задачи, возникающие в реальных ситуациях профессиональной деятельности, с использованием знаний, умений, навыков, профессионального и жизненного опыта, ценностей и культуры.
СУЩНОСТНЫЕ ПРИЗНАКИ КОМПЕТЕНТНОСТИ Имеет деятельностный характер обобщенных умений в сочетании с предметными умениями, навыками и знаниями в конкретных областях Проявляется в умении осуществлять выбор, исходя из адекватной оценки себя в конкретной ситуации
Компетентность владение, обладание человеком соответствующими ситуации компетенциями, включающее его личностное отношение к ней и предмету деятельности Компетенция совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определённому кругу предметов и процессов и необходимых, чтобы качественно и продуктивно действовать по отношению к ним ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ПОНЯТИЙ
СТРУКТУРА КОМПЕТЕНТНОСТИ ___________________________________________ Предметные (специальные) компетенции профессионально адаптированная система научных знаний и способов деятельности в проблемных ситуациях Базовые компетенции отражают специфику определенной профессиональной деятельности Ключевые компетенции ценностно-смысловая, общекультурная, информационная, коммуникативная, социально-трудовая, личностного самосовершенствования,ПРОЕКТНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПРЕДСТАВЛЕНА СЛЕДУЮЩИМИ УРОВНЯМИ КОМПЕТЕНЦИЙ
ПРОЕКТНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ – способность человека при наличии мотивации организовать собственную деятельность как в индивидуальном, так и в коллективном режиме для решения возникшей проблемы или устранения противоречия 1. Позитивное административное воздействие на процесс развития проектной компетентности через создание системы мотивационных стимулов; 2. Профессиональное сопровождение учителей- стажеров учебного проектирования (рефлексия!); 3. Плановая разработка модельных ситуаций вовлечения участников образовательного сообщества в процесс проектирования; УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ПРОЕКТНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧИТЕЛЯ 4. Существование в ОУ коллективной установки на формирование проектных компетенций как профессионально необходимых; 5. Регулярные методологические семинары, результатом которых является выпуск методических и технологических рекомендаций для учителей; 6. Развитая организационная культура образовательного учреждения.
Мачехина Ольга Николаевна к.п.н., доцент кафедры ООТ МИОО