Возможности учебного проектирования по формированию УУД в процессе преподавания истории Ермакова Светлана Николаевна, учитель истории и обществознания ГБОУ Школа 1454 «Центр образования «Тимирязевский»
Возникновение понятия «универсальные учебные действия» связано с изменением парадигмы образования: от цели усвоения знаний, умений и навыков к цели развития личности учащегося
3 Результаты образования Личностные Мета Предметные (УУД ) Предметные Особенности стандарта: Компетентностный подход в образовании Особенности стандарта: Компетентностный подход в образовании
Универсальные учебные действия (стандарт второго поколения) Личностные УУД (самоопределение, нравственно-этическое оценивание …) Познавательные УУД (общие учебные умения, постановка и решение практических задач, логические…) Регулятивные УУД (целеполагание, планирование, самоконтроль, самооценка …) Коммуникативные УУД (планирование учебного сотрудничества, согласование действий с партнером, построение речевых высказываний, работа с информацией …)
Речевая деятельность и работа с информацией - основа формирования КОММУНИКАТИВНЫХ УУД умения передачи, поиска, хранения, преобразования, использования информации: умение работать с учебником, словарем, энциклопедиями, схемами, таблицами, иллюстрациями, каталогом, художественными и адаптированными научно-популярными текстами, первоисточниками; умение использовать компьютерную технику
Аналитические умения работы с учебной, художественной, научно-популярной литературой, документами (стандарт второго поколения) Умение воспринимать изобразительно-выразительные средства языка, авторскую позицию, выработка собственной позиции. Умение устанавливать причинно- следственные связи, анализ текста и исторической эпохи, синтез, классификация, обобщения, сравнения.
Библиографические умения работы с учебной, художественной, научно-популярной литературой, историческими источниками (стандарт второго поколения) Умение правильно пользоваться и самим составлять список использованной литературы и источников. Умение делать сноски на использованные источники. Умение ориентироваться в книге, в словарях, энциклопедиях, библиографических списках литературы, в сетевых источниках. Умение пользоваться методическим и справочным аппаратом учебника и другой литературы.
Преимущества учебного проектирования - изменение характера взаимодействия учителя с классом - личностное включение всех учащихся в процесс взаимного общения; -внешняя мотивация вытесняется формированием осознанного мотива учения; -репродукция знаний заменяется решением творческих учебных и практических задач
9 ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Триада: замысел- -реализация- -продукт
Универсальные учебные действия (стандарт второго поколения) Личностные УУД (самоопределение, нравственно-этическое оценивание …) Познавательные УУД (общие учебные умения, постановка и решение практических задач, логические…) Регулятивные УУД (целеполагание, планирование, самоконтроль, самооценка …) Коммуникативные УУД (планирование учебного сотрудничества, согласование действий с партнером, построение речевых высказываний, работа с информацией …)