Трудности работы учителя в курсе «Проектное обучение в начальной школе. Касяненко О.В г.
Целью начального обучения проектированию является формирование основополагающих умений учебного проектирования: Планировать свою деятельность и осуществлять её в соответствии с выработанным планом; Планировать работу другого для достижения определённого результата; Анализировать имеющиеся ресурсы для предстоящей деятельности, включая собственные знания; Анализировать полученный результат; Ставить себе задачу по сформулированной цели для последующего решения; Предъявлять и представлять ход проделанной работы и её результат.
Формирование проектных умений проводятся в условиях групповой организации занятий. Учащиеся в начальной школе не имеют навыков групповой работы, испытывают затруднения в распределении работы и слаженном её выполнении, работая на общий результат. Группа чаще всего на занятиях курса составляется из трёх человек. Поэтому очень важна их психологическая совместимость.
Другой проблемой в составлении групп явилось наличие детей с несформированными коммуникативными навыками. Эти дети (1-2 ученика ) долго не могли найти «общий язык» при работе в группе с другими её членами в какую бы группу они не попадали. Наоборот эти дети нарушали работу тех учеников, которые психологически были готовы к сотрудничеству и работе.
Ещё одной из трудностей, возникших в ходе моей работы над курсом «Проектная деятельность в начальных классах» привыкание к форме групповой работы учащихся. В процессе групповой работы на занятиях курса «Проектная деятельность в начальных классах» ученики должны обмениваться информацией, искать в беседе более рациональное решение, составлять оптимальный план, обсуждать. Тяжело учителю, привыкшему работать в традиционной классно-урочной системе, привыкнуть к шуму, движению, к взрывам эмоций, которые происходят на данных уроках.
Подготовка к урокам курса «Проектная деятельность в начальных классах» так же вызывала у меня трудности. Занятия по курсу проходят в виде уроков и являются частью традиционной классно-урочной системы. Однако от традиционных уроков они отличаются большей степенью самостоятельности учеников, деятельностной основой организационной формы и нацеленностью на освоение способов действий и деятельностей. Урок имеет несколько составных частей: фронтально- интерактивную, деятельностно-групповую и презентативную.
Ещё в начале работы над курсом «Проектная деятельность в начальных классах» ( во 2 классе) столкнулась с неожиданной трудностью привыкания учащихся к различным формам планирования. Вызывало трудность не само планирование ( по количеству деталей, по месту расположения, планирование последовательности операций), а отслеживание в группе соответствие хода работы предварительно составленному плану.
Одно из умений, формируемых на уроках курса «Проектная деятельность начальной школе» это умение предъявлять и представлять ход проделанной работы и результат. Во втором классе от ребят требуется простое предъявление изделий и планов одним из членов группы, выставка работ.
Работа над курсом «Проектная деятельность в начальной школе» нужная и важная. От учителя она требует больших усилий в преодолении возникающих трудностей, но результат того стоит, так как мы наблюдаем не только развитие учащихся, но и личностный и профессиональный рост учителя.
Поздравляю с окончанием учебного года. Желаю Всем замечательного летнего отдыха и дальнейших успехов в работе !