Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 31» Круглый стол «Воспитание и обучение в начальной школе»
«Воспитание – великое дело: им решается участь человека». В.Белинский Воспитание – дело трудное, и улучшение его условий – одна из священных обязанностей каждого человека… Сократ Из всех плодов наилучшие приносит хорошее воспитание. Козьма Прутков Если ты планируешь свои дела на год – выращивай рис, если на 20 лет – выращивай деревья, если на века – воспитывай детей. (китайская пословица)
Проблемы воспитания Деформация в области гражданственно- патриотического сознания Обесценились нравственные идеалы Нерациональная организация досуговой деятельности Снижение воспитательного воздействия семьи
Один отец знает больше, чем сто учителей. Джордж Герберт 10% 30%50% СемьяСМИ ШколаУлица Как воспитывать детей, знает каждый, за исключением тех, у кого они есть. Патрик О΄Рурк
Мировая практика психологической помощи детям и их родителям показывает, что даже очень трудные проблемы воспитания вполне разрешимы, если удается восстановить благоприятный стиль общения в семье. Стиль родительского взаимодействия непроизвольно запечатлевается в психике ребенка. Это происходит очень рано, еще в дошкольном возрасте, и, как правило, бессознательно.
В условиях модернизации российского образования значительно возрастают воспитательные функции школы, призванной создать условия для достижения главной цели воспитания – самоактуализации личности растущего человека. Процесс воспитания должен осуществляться в результате сотрудничества, сотворчества единомышленников (детей, родителей, педагогов) на разных уровнях: класс – школа – семья – микрорайон – город.
Что важнее, воспитать специалиста или человека? Ни один наставник не должен забывать, что его главная обязанность состоит в приучении воспитанников к умственному труду и что эта обязанность более важна, нежели передача самого предмета. Константин Ушинский Целью школы всегда должно быть воспитание гармоничной личности, а не специалиста. Альберт Эйнштейн Воспитание и только воспитание – цель школы. Иоганн Песталоцци
Процессы обучения и воспитания ведут к общему развитию личности. Но первый из них преимущественно влияет на интеллектуальную, а второй на мотивационную и действенно-эмоциональную сферы. Благодаря этому процесс обучения выступает в роли одного из средств воспитания, а процесс воспитания выступает в роли одного из стимулирующе- мотивационных факторов обучения.
Нравственно – этическое воспитание школьников. (А.И.Шемшурина) Этический урок выстраивается как сюжет с: 1 Завязка. Выход на проблему. 2.Процесс активного совместного логического размышления над проблемой (тесты, практические задания, эксперименты, стимулирование и положительная оценка, создание ситуации успеха!!!) 3.Кульминационный момент. Наивысшее эмоциональное и интеллектуальное напряжение, ведущее к необходимости нравственного выбора, варианта поступка. Ребенок переходит от общего размышления над проблемой на себя. - А я какой? - Я в этой проблеме. 4. Нравственный выбор. Завершающий аккорд, который не ставит точку по обсуждаемой проблеме. Оценка себя. Оценка ситуации на себя. 5. Развязка. «Открытый финал» Не закачивает урок общеизвестной истиной, а как бы оставляет размышление на потом для индивидуального раздумья учеников. 6. Финал. Педагог побуждает ребенка к процессу рефлексии и самоосмысления, что и ведет к нравственному развитию детей.
Результат воспитательного процесса – изменения, которые произошли с участниками педагогического процесса и в отношениях между ними. В «чистом виде» определить результат влияния воспитательной работы невозможно. Имеет ли тогда смысл изучать эффективность воспитательного процесса? Безусловно. Так как, отказавшись от его изучения, мы обрекаем детей на стихийное существование и развитие.
Модель идеального ученика