Педагог-психолог МОУСОШ с. Работки Кузнецова Ольга Евгеньевна ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ- НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА И СОЗДАНИЯ ОПТИМАЛЬНЫХ УСЛОВИЙ КАЧЕСТВЕННОЙ ПОДГОТОВКИ ШКОЛЬНИКОВ К ЕГЭ
это ускорение темпов развития ГЛАВНОЕ ИЗМЕНЕНИЕ В ОБЩЕСТВЕ ВЛИЯЮЩЕЕ НА СИТУАЦИЮ В ОБРАЗОВАНИИ, –
общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию образования как «научить учиться». Цель образования
Цели современного образования в мире: (Для чего учить?) Учить, чтобы «научить учиться». Учить, чтобы «научить зарабатывать на жизнь». Учить, чтобы «научить организовывать свой быт». Учить, чтобы «научить общению».
Универсальные учебные действия (УУД) Универсальные учебные действия (УУД)
ВАЖНЕЙШАЯ ЗАДАЧА Формирование УУД, обеспечивающих школьникам: Умение учиться Способность к саморазвитию Способность к самосовершенствованию
КЛЮЧЕВАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ Программа формирования универсальных учебных действий обучающегося Умение учиться
Универсальный характер УУД проявляется том, что они – носят надпредметный, межпредметный характер; – обеспечивают целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития личности; – обеспечивают преемственность всех ступеней образовательного процесса; – лежат в основе организации и регуляции любой деятельности учащегося независимо от её специально-предметного содержания; – обеспечивают этапы усвоения учебного содержания и формирования психологических способностей учащихся
Универсальные учебные действия разработаны группой ученых-психологов под руководством члена-корреспондента РАО, профессора МГУ А.Г. Асмолова. Методологической и теоретической основой УУД является системно-деятельностный подход Л.В. Выготского, А.Н. Леонтьева, П.Я. Гальперина, Д.Б. Эльконина, А.В. Запорожца, В.В. Давыдова.
совокупность действий учащегося, обеспечивающих социальную компетентность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса, культурную идентичность и толерантность. умение учиться, т.·е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Понятие УУД
1. Обеспечение возможностей обучающегося самостоятельно осуществлять деятельность учения. 2. Ставить учебные цели. 3. Искать и использовать необходимые средства и способы достижения целей. 4. Контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности. 5. Создание условий для гармоничного развития личности и её самореализации на основе готовности к непрерывному образованию. 6. Обеспечение успешного усвоения знаний, формирования умений, навыков и компетентностей в любой предметной области. Функции УУД
Виды УУД
внутренняя позиция; мотивация; нравственно-этическая оценка. Личностные УУД
Личностные УУД =
Личностные Универсальные Учебные Действия Личностные Универсальные Учебные Действия Смыслообразование: -развитие познавательных интересов, учебных мотивов, -формирование мотивов достижения и социального признания -осознанность учения и личная ответственность Личностное, профессиональное, жизненное самоопределение: -внутренняя позиция школьника; -формирование основ гражданской и культурной идентичности; -формирование адекватной самооценки и самовосприятия -развитие рефлексии Нравственно- этическая ориентация: -знание основных моральных норм; -нравственная оценка событий и поступков; -развитие целостного и морального сознания; -развитие толерантности, отзывчивости; -навыки конструктивного взаимодействия
Самоопределение Внутренняя позиция школьника 6,5-7 лет Самооценка 9-11 лет Смыслообразование Методика «Беседа о школе», модификация Нежновой и др. «Лесенка» Т. Д. Марцинковская, «Незавершенная сказка», рисуночный тест Лускановой, Методика Гинзбурга 6,5-7 лет -Опросники мотивации, шкала выраженности учебно- познавательного интереса Ксензовой Г.Ю., 9-11 лет Мотивация учебной деятельности
Методика «Хороший ученик» (10-11 лет) Оцениваемые УУД : Личностное самоопределение в отношение эталона «хороший ученик», регулятивное действие оценивания своей учебной деятельности Описание задания : учащимся предлагается в свободной форме письменно ответить на вопросы: 1. Как ты считаешь, кого можно назвать хорошим учеником. Назови качества хорошего ученика. 2. Можно ли тебя назвать хорошим учеником? 3. Чем ты отличаешься от хорошего ученика? 4. Что нужно, чтобы ты мог уверенно сказать про себя: «Я – хороший ученик». Уровни рефлексивной самооценки: низкий уровень – называет только одну сферу школьной жизни; средний уровень – называет две сферы школьной жизни; высокий уровень – называет более двух сфер и дает адекватное определение задач саморазвития.
Для определения самооценки младших школьников можно использовать методики Лесенка Методика "Лесенка" Рисуем на листе бумаги лестницу из 10 ступенек. Показываем ребенку лесенку и говорим, что на самой нижней ступеньке стоят самые плохие мальчики и девочки. На второй - чуть-чуть получше, а вот на верхней ступеньке стоят самые хорошие, добрые и умные мальчики и девочки. На какую ступеньку поставил бы ты себя? (Нарисуй себя на этой ступеньке. Можно нарисовать 0, если ребенку трудно нарисовать человечка). Обработка результатов: 1-3 ступенька - низкий уровень самооценки (заниженная); 4-7 ступенька - средний уровень самооценки (правильный); 8-10 ступенька - высокий уровень самооценки (завышенная).
Незаконченная сказка Оцениваемые УУД : действие смыслообразования, устанавливающее значимость познавательной деятельности для ребенка ; коммуникативное действие - умение задать вопрос. Описание задания: Ребенку читают незнакомую ему сказку и на кульминационном моменте прекращают чтение. Психолог выдерживает паузу. Если ребенок молчит и не проявляет заинтересованности в продолжении чтения сказки, психолог задает ребенку вопрос: «Ты хочешь у меня что-то спросить?» Критерии оценивания : интерес к сказке и инициатива ребенка, направленная на то, чтобы взрослый продолжил чтение сказки; адекватность высказывания ребенка. Показатели уровня выполнения задания: 1 низкий – ребенок интереса к чтению сказки не проявляет; вопросов не задает, 2 средний– ребенок проявляет интерес к сказке, сам инициативы не проявляет, после дополнительного вопроса психолога спрашивает, чем закончилась сказка; с интересом выслушивает развязку; 3 высокий – ребенок проявляет выраженный интерес к сказке, сам задает вопросы, настаивает на том, чтобы взрослый дочитал сказку до конца.
Нравственно-этическая ориентация включает: Формирование целостного образа мира при разнообразии культур, национальностей, религий; отказ от деления на «своих» и «чужих»; уважение истории и культуры всех народов, развитие толерантности Ориентацию в нравственном содержании как собственных поступков, так и поступков окружающих людей, развитие этических чувств (стыда, вины, совести) как регуляторов морального поведения формирование моральной самооценки развитие доброжелательности, доверия и внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи развитие эмпатии и сопереживания, эмоционально-нравственной отзывчивости формирование установки на здоровый образ жизни формирование чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.
целеполагание; планирование; прогнозирование; контроль; коррекция; оценка; волевая саморегуляция. Регулятивные УУД
Показатели сформированности регулятивных универсальных учебных действий к 7 годам Умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу; Умение сохранять заданную цель; Умение видеть указанную ошибку и исправлять ее по указанию взрослого; Умение контролировать свою деятельность по результату; Умение адекватно понимать оценку взрослого и сверстника.
Новообразования младшего школьника Рефлексия - способность ребенка осознавать, что он делает, зачем и правильно ли делает Целенаправленное восприятие, осмысленное произвольное запоминание Саморегуляция поведения Овладение навыками домашнего труда
Регулятивные УУД = Целеполагание Планирование Прогнозирование Контроль Коррекция Оценка Волевая саморегуляция организация учебной деятельности Зачем? В какой последовательности? Где необходимо? Правильно ли? Как исправить? Вот так хорошо, правильно! Сосредоточился и еще раз !
Познавательные УУД общеучебные логические постановка и решение проблем
Выделение познавательной цели Структурирование знаний Поиск информации Выбор способов решения задач Контроль и оценка процесса Смысловое чтение Речевое развитие Решение проблем знаково-символические действия Общеучебные универсальные действия моделирование преобразование модели
Логические УУД Анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных). Синтез – составление целого из частей. Выбор оснований и критериев для сравнения, классификации. Подведение под понятие, выведение следствий. Установление причинно-следственных связей. Построение логической цепи рассуждений. Доказательство. Выдвижение гипотез и их обоснование.
формулирование проблемы самостоятельное создание способов решения проблем Постановка и решение проблем
Познавательные УУД = работа с информацией Какую информацию мне надо использовать, чтобы… Что из прочитанного, услышанного я использую для… Какие слова и выражения я использую для… Почему я пишу, говорю это слово, предложение? Что я пытаюсь доказать?
УУД умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками управление поведением партнёра постановка вопросов разрешение конфликтов Коммуникативные УУД
Коммуникативные УУД = социальная компетентность, коммуникативное взаимодействие Я думаю, что… Я тебя понимаю и согласен (не согласен), что… Не могли бы вы помочь… Извините, где, что, когда…
Три группы коммуникативных действий коммуникация как взаимодействие ( Коммуникативные действия, направленные на учет позиции собеседника либо партнера по деятельности) ( Коммуникативные действия, направленные на учет позиции собеседника либо партнера по деятельности) коммуникация как сотрудничество (Умение договариваться ) коммуникация как условие интериоризации. Коммуникативно-речевые действия, служащие средством передачи информации другим людям и становления рефлексии. Коммуникативно-речевые действия, служащие средством передачи информации другим людям и становления рефлексии.
Пять глаголов личностного подхода (по Е.Н.Ильину) Любить! Понимать! Принимать! Сострадать! Помогать!
Личностный подход в жизни ребенка Если ребенка поддерживают, он учится уважать и ценить себя. Если ребенок живет в честности, он учится быть справедливым. Если ребенок живет в безопасности, он учится верить в людей. Если ребенка подбадривают, он учится верить в себя. Если ребенка хвалят, он учится быть благодарным. Если ребенок растет в терпимости, он учится принимать других. Если ребенка высмеивают, он становится замкнутым. Если ребенок растет в упреках, он учится жить с чувством вины. Если ребенка постоянно критикуют, он учится ненавидеть. Если ребенок живет во вражде, он учится агрессивности. Если ребенок живет в понимании и дружелюбии, он учится находить любовь в этом мире.
формирование опорной системы знаний, предметных и универсальных способов действий, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе; воспитание умения учиться – способности к самоорганизации с целью решения учебных задач; индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития – эмоциональной, познавательной, саморегуляции. Основные результаты начального образования Основные результаты начального образования
В начальной школе ребенку обязательно нужно: «Научиться учиться» Полюбить школу Поверить в себя
Базовые образовательные технологии технологии ОБУЧЕНИЕ НА ОСНОВЕ «УЧЕБНЫХ СИТУАЦИЙ» ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УРОВНЕВАЯ ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ИНФОРМАЦИОННЫЕ И КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
Поэлементная методика оценки универсальных учебных действий единый государственный экзамен (ЕГЭ); итоговая аттестация выпускников 9-х классов в новой форме (ГИА-9);
Спасибо за внимание!