Здоровье – это такое состояние организма, при котором он биологически полноценен, трудоспособен, функции всех его составляющих и систем уравновешены, отсутствуют болезненные проявления. Основным признаком здоровья является уровень адаптации организма к условиям внешней среды, физическим и психоэмоциональным нагрузкам. В.И. Дубровский Здоровье ( по определению Всемирной организации здравоохранения) – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов.
ПРИОРИТЕТЫ ПЕДАГОГИКИ ОЗДОРОВЛЕНИЯ : Здоровый ребёнок - практически достижимая норма детского развития Оздоровление – не совокупность лечебно- профилактических мер, а форма развития психофизиологических возможностей детей Индивидуально – дифференцированный подход – основное средство оздоровительно – развивающей работы с учащимися
ЦЕЛЬ здоровьесберегающих образовательных технологий обучения – обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни научить использовать полученные знания в повседневной жизни
СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ЗАБОЛЕВАЕМОСТИ УЧАЩИХСЯ ПО НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ 2012 год 2012 год 2013 год 2013 год Нарушениезрения 7 лет 8 лет 9 лет 10% 10% 7% 7% 11% 11% 10% 10% Заболевания желудочно-кишечного тракта 7 лет 8 лет 9 лет 10% 10% 5% 5% 9% 9% 2% 2% - 5% 5% Заболевания костно- мышечной системы 7 лет 8 лет 9 лет 44% 44% 84% 84% 67% 67% 33% 33% 47% 47% 66% 66% Органы дыхания 7 лет 8 лет 9 лет 17% 17% 51% 51% 44% 44% 9% 9% 6% 6% 29% 29% Сердечно-сосудистые заболевания 7 лет 8 лет 9 лет 15% 15% 19% 19% 15% 15% 9% 9% 20% 20%
СРЕДСТВА здоровьесберегающих технологий средства двигательной направленности оздоровительные силы природы гигиенические факторы
МЕТОДЫ здоровьесберегающих технологий Специфические Общепедаго- гические Дидактический рассказ Беседа Дискуссия Работа с книгой Демонстрация Видеометод Лабораторный метод Познавательная игра Программированное обучение Обучающий контроль Ситуационный метод Соревновательный метод Активные методы обучения
СТРУКТУРА ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ в здоровьесберегающей педагогике Этап начального ознакомления с основными основаниями и представлениями Этап углубленного обучения Этап закрепления знаний, умений и навыков по здоровьесбережению и дальнейшего их совершенствования
ТРЕБОВАНИЯ К КАЧЕСТВЕННОМУ УРОКУ в здоровьесберегающей педагогике 1. Построение урока на основе закономерности учебно-воспитательного процесса с использованием последних достижений передовой педагогической практики с учетом вопросов здоровьесбережения. 2. Реализация на уроке как общедидактических, так и специфических методов. 3. Обеспечение необходимых условий для продуктивной познавательной деятельности учащихся с учетом их состояния здоровья. 4. Установление межпредметных связей. 5. Эффективное использование педагогических средств здоровьесберегающих технологий. 6. Активизация развития всех сфер личности учащихся. 7. Обеспечение вариативного использования правил здорового образа жизни в зависимости от конкретных условий проведения урока. 8. Формирование умения учиться, заботясь о своем здоровье. 9. Тщательная диагностика, прогнозирование и контроль каждого урока с учетом развития учащихся.
ОСНОВНЫЕ ГИГИЕНИЧЕСКИЕ КРИТЕРИИ организации урока Факторы урока Рациональный уровень Нерациональный уровень Плотность урока Не менее 60% и не более 75% Более 90% Средняя продолжительность видов учебной деятельности Не более 10 мин. Более 15 мин. Число видов преподавания Не менее 3 1 Наличие эмоциональных разрядок 2-3Нет Чередование позы Поза чередуется в соответствии с видом работы. Учитель наблюдает за посадкой детей. Не соответствие позы виду работы. Поза не контролируется учителем Физкультминутки 2 за урок из 3 легких упражнений Отсутствуют Момент наступления утомление учащихся Не ранее чем через 40 мин. Менее чем через 30 мин.
РОЛЬ ПЕДАГОГА в здоровьесберегающей педагогике Анализировать педагогическую ситуацию в условиях педагогике оздоровления и прогнозировать развитие учащихся Владеть основами здорового образа жизни Наблюдать и интерпретировать вербальное и невербальное поведение Моделировать систему взаимоотношений Личным примером учить заботиться о своем здоровье и здоровье окружающих людей Организация пропаганды среди родителей
Рекомендации: Повышать познавательную и творческую активность обучающихся по сохранению своего здоровья. Активизировать составление авторских летних программ по отдыху детей. Пополнять базу учреждения необходимым медицинским и спортивным оборудованием (как традиционным, так и нетрадиционным). Упорядочить и улучшить работу с родителями по проблеме сохранения и укрепления здоровья детей. Выработать практические рекомендации по вопросам ознакомления родителей с заболеваниями целях оказания предупредительной помощи.