Планомерный контроль как часть управленческой и методической работы ДОУ
Контроль - функция управления, способствующая установлению соответствия функционирования и развития системы образовательного процесса нормативно заданным требованиям и переводу системы в более качественное состояние.
Важность функции контроля в единой системе воспитательно- образовательной работы определяется рядом положений Выявление отклонений и причин их возникновения, возможность устранения недочётов Систематический контроль позволяет оперативно управлять воспитательно- образовательным процессом Отсутствие системы контроля вызывает стихийность в осуществлении воспитательно- образовательного процесса Контроль является важнейшим фактором усиления личной ответственности специалистов за исполнение своих обязанностей Соответствие деятельности ДОУ нормативным документам
Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении Письмо Министерства образования Российской Федерации от 7 февраля 2001 г « О содержании и правовом обеспечении должностного контроля руководителей образовательных учреждений » Письмо Министерства образования Российской Федерации от 4 августа 2000 г. 236/23-16 « Об организации контроля за деятельностью дошкольных образовательных учреждений » Письмо Министерства образования Российской Федерации от 11 июня 1998 г. 33 « О работе с рекомендациями об инспектировании в системе общего и профессионального образования РФ » Инструкция Министерства образования РФ от 4 июня 1998 года « О порядке инспектирования »
Создание единой системы контроля всех направлений деятельности ДОУ Контроль необходимо планировать Выявление причин, вызывающих недостатки Своевременность и выполнение рекомендаций Требования к контролю
Оказание помощи в реализации рекомендаций Контроль и его итоги должны быть гласными Контроль должен быть направлен на поиск положительного опыта Цели и задачи контроля должны вытекать из целей и задач в/о процесса и годовых задач ДОУ
Условия рациональной организации контроля Генерализация Гуманизация Дифференциация Интеграция Индивидуализация
Алгоритм контроля Определение цели и объекта контроля Разработка программы контроля Сбор информации Анализ информации Выработка рекомендаций и определение путей их реализации Проверка исполнения рекомендаций
Виды контроля Контрольная деятельность в виде плановых проверок проходит в соответствии с утвержденным планом- графиком, который обеспечивает периодичность и исключает нерациональное дублирование в организации проверок и доводится до членов педагогического коллектива в начале Текущий контроль направлен на изучение вопросов, требующих постоянного контроля, контроля не реже одного раза в квартал, контроля не реже одного раза в месяц. Контрольная деятельность в виде оперативных проверок осуществляется для установления фактов и проверки сведений о нарушениях, указанных в обращениях родителей (законных представителей) или других граждан, организаций, урегулирования конфликтных ситуаций в отношениях между участниками образовательного процесса. ПЛАНОВЫЙ ТЕКУЩИЙОПЕРАТИВНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКСНЫЙ персональный фронтальный
Текущий контроль Направлен на изучение ежедневной информации о ходе и результатах педагогического процесса, выявление причин, нарушающих его
Тематический контроль Помогает собрать наиболее полную информацию, вовремя внести коррективы в работу педагогического коллектива или отдельного воспитателя
Этапы подготовки тематического контроля 2-й этап Составление плана тематического контроля 3-й этап Подготовка к проведению тематического контроля 4-й этап Распределение обязанностей, вопросов к изучению, определение сроков выполнения работ 1-й этап Постановка целей тематического контроля
Содержит пять блоков : План тематического контроля Уровень ЗУНов, воспитанности детей Оценка ПРС Уровень планирования Оценка профессиональных умений воспитателя Взаимодействие с родителями
Правила этики поведения проверяющего Честность, ясность, последовательность и объективность при анализе и изложении суждений, мнений по итогам оценки результатов деятельности Стремление к точности и уважение к очевидности Достоверность изложенных фактов Вежливость, открытость и непредвзятость при обсуждении вопросов с участниками образовательного процесса и должностными лицами Уважительное отношение к предложениям руководителей образовательных учреждений по объектам проверки и срокам работы
Понимание особенностей образовательного учреждения, а также уважение интересов, общественного авторитета и положения отдельных лиц и групп Признание того, что интересы и благополучие воспитанников являются важнейшим приоритетом образовательной политики государства Уважительное отношение и предположение в порядочности и честности педагогов, родителей Понимание того, насколько серьезно изложенное суждение проверяющего воздействует на всех, кого оно касается Действия проверяющего определяются должностной инструкцией, включающей его права и обязанности, в рамках баланса полномочий и ответственности и указанием на конкретную проверку