Здоровье – это: состояние полного физического, психического и состояние полного физического, психического и социального благополучия человека; социального благополучия человека; динамично меняющееся состояние, характеризующееся динамично меняющееся состояние, характеризующееся высокими адаптационными возможностями организма, высокими адаптационными возможностями организма, оптимальным функционированием систем и органов, оптимальным функционированием систем и органов, а также гармоничными взаимоотношениями с природной а также гармоничными взаимоотношениями с природной средой и социумом. средой и социумом. Здоровье – это самое ценное, что есть у человека. Н.А. Семашко
Здоровьесберегающие образовательные технологии системно организованная совокупность программ, приемов и методов организации образовательного процесса, не наносящего ущерба здоровью его участников; системно организованная совокупность программ, приемов и методов организации образовательного процесса, не наносящего ущерба здоровью его участников; качественная характеристика педагогических технологий по критерию их воздействия на здоровье учащихся и педагогов. качественная характеристика педагогических технологий по критерию их воздействия на здоровье учащихся и педагогов. Здоровье Образование здоровьесберегающие Типы технологий оздоровительные воспитание культуры здоровья технологии обучения здоровью
Здоровьесберегающие технологии решают задачи рациональной организации образовательного процесса диспансеризация учащихся; диспансеризация учащихся; профилактические прививки; профилактические прививки; обеспечение двигательной активности; обеспечение двигательной активности; витаминизация; витаминизация; мероприятия в период повышенной заболеваемости ОРВИ, эпидемии гриппа. мероприятия в период повышенной заболеваемости ОРВИ, эпидемии гриппа.
Оздоровительные технологии направлены на решение задач укрепления физического здоровья учащихся физическая подготовка; физическая подготовка; физиотерапия; физиотерапия; соблюдение режима дня; соблюдение режима дня; закаливание; закаливание; гимнастика; гимнастика; массаж. массаж.
Воспитание культуры здоровья воспитание личностных качеств, способствующих сохранению и укреплению здоровья; воспитание личностных качеств, способствующих сохранению и укреплению здоровья; формирование мотивации на ведение здорового образа жизни; формирование мотивации на ведение здорового образа жизни; воспитание ответственности за собственное здоровье, здоровье семьи. воспитание ответственности за собственное здоровье, здоровье семьи.
Технологии обучения здоровью обучение гигиеническим навыкам; обучение гигиеническим навыкам; профилактика травматизма; профилактика травматизма; соблюдение техники безопасности в учебном процессе; соблюдение техники безопасности в учебном процессе; внедрение программы «Здоровье», Разговор о правильном питании». внедрение программы «Здоровье», Разговор о правильном питании».
Основой здоровьесберегающих технологий является личностно-ориентированное обучение Ребёнок Имеет возможность самостоятельно пройти свой путь в поисках истины Индивидуален в учебной деятельности Способен к саморазвитию Успешен в общении, когда его поддерживают учитель и родители Учится от другого ребёнка, как и от учителя Учится через практическое действие Осваивает мир в целостном восприятии
Этап урока Образовательные технологии Методы и приёмы Актуализация знаний Педагогика сотрудничества Совместная деятельность Составление плана урока Здоровьесберегающий подход Психологический настрой класса Сообщение темы и целей урока Проблемное обучение Создание проблемной ситуации Работа по теме урока Индивидуальный и дифференцированный подход Индивидуальная, групповая работа, работа в парах Информационно- коммуникационные технологии Представление презентации Развивающее обучение Развитие интеллектуальных умений Физкультминутка Здоровьесберегающий подход Двигательно-речевая минутка; дыхательная гимнастика; релаксация Самостоятельна я работа Индивидуальный и дифференцированный подход Разноуровневые задания; тестирование Подведение итогов урока. Рефлексия Педагогика сотрудничества Коллективный вывод Гуманно-личностная технология Создание ситуации успеха Здоровьесберегающий подход Тренинг «Я смог…», «Что не получилось?»
Критерии удачного урока отсутствие усталости у учащихся и педагога; отсутствие усталости у учащихся и педагога; положительный эмоциональный настрой; положительный эмоциональный настрой; удовлетворение от сделанной работы; удовлетворение от сделанной работы; желание продолжить работу. желание продолжить работу.
Профилактика переутомления на уроках сокращение периода адаптации к содержанию материала в начале урока; сокращение периода адаптации к содержанию материала в начале урока; оптимальный ритм и темп урока; оптимальный ритм и темп урока; эмоциональность, артистизм педагога; эмоциональность, артистизм педагога; разнообразие видов деятельности; разнообразие видов деятельности; использование приемов поощрения, подбадривания; использование приемов поощрения, подбадривания; проектирование нестандартных уроков; проектирование нестандартных уроков; проведение динамических пауз; проведение динамических пауз; окончание урока за 1-2 минуты до звонка. окончание урока за 1-2 минуты до звонка.
Программа «Здоровье: 1 этап - начальное ознакомление с основными понятиями. Цель: дать элементарные представления об основных понятиях здорового образа жизни. 2 этап – формирования здоровой личности школьника. Цель: сформировать полное понимание основ здорового образа жизни. 3 этап – закрепление ЗУН по здоровьесбережению и дальнейшее их совершенствование. Цель: умение перевести в навык, обладающий возможностью его целевого использования.
Исследовательская деятельность Проведены: мониторинг здоровья учащихся; мониторинг здоровья учащихся; обследование жилищно- обследование жилищно- бытовых условий; бытовых условий; обследование детей, поступивших в 1 класс. обследование детей, поступивших в 1 класс. По результатам созданы : Комплекс физкультминуток и Комплекс физкультминуток и динамических пауз. динамических пауз. Выявлены учащиеся, имеющие хронические заболевания Выявлены учащиеся, имеющие хронические заболевания
Сравнительный анализ количества пропущенных дней и качества обученности учащихся
Учитель XXI века только в том случае Выполнит свою ответственную миссию, Если его педагогическими приоритетами Станут духовность, здоровье и творчество… А.А. Андреев А.А. Андреев