«Организация процесса самообразования в педагогической деятельности учителя»
« Учитель живет, пока учится !» ( К. Д. Ушинский )
3
4 Модель Новой школы должна соответствовать целям опережающего развития общества и экономики 4
Государственный статус учителя Новая система воспроизводства кадров Новая система подтверждения уровня профессионализма учителей Новая система требований к деятельности учителя
Общество всегда предъявляло, и будет предъявлять к учителю самые высокие требования. Для того, чтобы учить других, нужно знать больше, чем все остальные. Учитель должен знать не только свой предмет и владеть методикой его преподавания, но и иметь знания в близлежащих научных областях, различных сферах общественной жизни, ориентироваться в современной политике, экономике и др. Учитель должен учиться всему постоянно, потому, что в лицах его учеников перед ним каждый год сменяются временные этапы, углубляются и даже меняются представления об окружающем мире.
В условиях реформирования школы, в процессе массового перехода учебных заведений на использование современных технологий обучения и воспитания, способствующих повышению качества образовательного процесса, корректируется работа по совершенствованию профессионального мастерства учителя. Совершенствование качества обучения в школе напрямую зависит от уровня подготовки педагогов. Учитель должен включаться в режим развития, одним из компонентов которого является процесс самообразования.
Самообразование учителя Педагогический словарь: «САМООБРАЗОВАНИЕ, целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самой личностью; приобретение систематических знаний в какой-либо области науки, техники, культуры, политической жизни и т. п. В основе самообразования интерес занимающегося в органическом сочетании с самостоятельным изучением материала». Самообразование учителя есть необходимое условие профессионального роста педагога.
Составляющие мотивации к самообразованию: Необходимость поиска и анализа новой информации желание творчества (работа должна быть интересной и доставлять удовольствие); конкуренция соответствие современным требованиям общественное мнение интерес к делу
Формы организации самообразования педагогов: 1) специальная образовательная подготовка (получение высшего образования или второй специальности); 2) повышение квалификации (на курсах и в межкурсовой период): - в рамках курсовой подготовки в ИПКРО, -с использованием дистанционных технологий
Формы организации самообразования педагогов: 3) групповая самообразовательная работа: - работа методических объединений, творческих групп (проведение собеседований, ежегодных отчетов, посещение и анализ уроков коллег) - проведение циклов лекций, семинаров, педагогических чтений 4) индивидуальная самообразовательная работа с помощью: - средств массовой информации, - вычислительной и оргтехники, - библиотек, музеев, - исследований, экспериментов, - осмысления передового опыта и обобщения собственной практической деятельности - формирование портфолио (участите в разнообразных конкурсах, мастер-классах, сетевых сообществах и т.д.).
1 этап – выбор направления самообразования Специфика педагогической деятельности такова, что для эффективной деятельности учитель должен владеть знанием собственного предмета, методиками его преподавания, психологией и педагогикой, иметь общий высокий уровень культуры, знать приемы риторики, основы мониторинга, обладать большой эрудицией. Направлениями самообразования могут быть: Профессиональное; психолого-педагогическое; психологическое; методическое; информационно-компьютерные технологии; здоровьесбережение; Правовое и т.д.
2 этап – выбор темы самообразования Возможных вариантов тем огромное количество. Каждый учитель выбирает тему самообразования исходя из своих потребностей и методической темы. 1.«Интерактивные методики на уроке, как ….»; 2. «Технология проектного метода обучения, как …»; 3.«Технология развития критического мышления через чтение и письмо, для….»; 4.«ИКТ на уроке, как ( для)…..»; 5.«Здоровьесберегающие технологии, как…»; 6.«Портфолио учителя и учащихся, как…»; 7.«Интегрированные уроки, как…»; 8.«Виды контроля за знаниями учащихся, усовершенствование форм и методов контроля, для….»; 9.«Работа с одаренными детьми, как…»; 10.«Дифференцированное обучение, как…».
3 этап – формулировка цели и задач самообразования Целями самообразования могут быть: повышение уровня своей эрудиции, правовой и общей культуры; изучение и внедрение новых педагогических технологий; изучение и внедрение новых форм, методов и приемов обучения; совершенствование своих знаний в области педагогической психологии При этом цель должна звучать емко, отражать и уточнять тему самообразования. Задачи самообразования – это шаги по достижению цели самообразования.
4 этап – определение круга источников информации Учитывая, что учитель самостоятельно добывает знания, источниками информации могут быть: телевидение; газеты, журналы; литература (методическая, научно- популярная, публицистическая, художественная и др.); материалы сети Интернет; видео, аудио информация на различных носителях; платные курсы; семинары и конференции; мастер-классы; мероприятия по обмену опытом; экскурсии, театры, выставки, музеи, концерты; курсы повышения квалификации; уроки коллег и т.д.
5 этап – выбор формы самообразования Все формы самообразования можно условно поделить на две группы: индивидуальная и групповая. В индивидуальной форме инициатором является сам учитель, однако руководители методических и административных структур могут инициировать и стимулировать этот процесс. Групповая форма в виде деятельности творческой группы, семинаров, практикумов, курсов повышения квалификации обеспечивает обратную связь между результатами индивидуального самообразования и самим учителем.
6 этап – составление плана самообразования На основании выбранной темы учитель разрабатывает личный план работы над поставленной перед собой проблемой. В плане указываются: название темы; цели; задачи; предполагаемый результат; этапы работы; сроки выполнения каждого этапа; действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой; способ демонстрации результата проделанной работы; форма отчета по проделанной работе.
7 этап – определение результата самообразования Любая деятельность предполагает создание некого продукта. Поэтому в личном плане самообразования учителя обязательно должен быть список результатов, которые должны быть достигнуты за определенный срок. Примеры результатов: повышение качества преподавания предмета (указать показатели, по которым будет определяться эффективность и качество); разработанные или изданные методические пособия, статьи, учебники, программы, сценарии, исследования; разработка новых форм, методов и приемов обучения; доклады, выступления; разработка дидактических материалов, тестов, наглядностей; разработка пакета тестового материала в электронном виде.
8 этап – анализ и оценка деятельности в процессе самообразования, подготовка отчета Формами отчетных работ могут быть: обобщение опыта; доклад; сбор и анализ отчетной документации; презентации результатов работ перед педагогическим коллективом. Творческий отчет в период прохождения аттестации По окончании работы над темой каждый учитель должен написать отчет с анализом, выводами и рекомендациями для других учителей.
Показатели эффективности педагогического самообразования это, прежде всего, качество организованного учителем учебно- воспитательного процесса и профессионально- квалификационный рост педагога.
Заключение «Воспитание, полученное человеком, закончено, достигло своей цели, когда человек настолько созрел, что обладает силой и волей самого себя образовывать в течение дальнейшей жизни и знает способ и средства, как он это может осуществить в качестве индивидуума, воздействующего на мир.» А. Дистервег
«Мастерство учителя это специальность, которой надо учиться» (А.С. Макаренко)
Благодарю за внимание! Успешной работы!