«Организация групповой работы в начальной школе в рамках реализации ФГОС» Подготовила учитель начальных классов: Сулименко С.А.
МАСТЕРМАСТЕР мудрость активность счастье творчество единство результат
Цель групповой работы активное включение каждого ученика в процесс усвоения учебного материала
Задачи групповой работы Активизация познавательной деятельности Развитие навыков самостоятельной учебной деятельности Развитие умений успешного общения Совершенствование межличностных отношений в классе
Плюсы и минусы групповой работы Повышается учебная и познавательная мотивация Снижается уровень тревожности учащихся В группе выше обучаемость, эффективность усвоения и актуализации знаний. Улучшается психологический климат в классе Групповой работе надо сначала научить Организация групповой работы требует от учителя особых умений, усилий Некоторые ученики могут пользоваться результатами труда более сильных одноклассников Для некоторых детей разделение на группы – процесс болезненный
Варианты комплектования групп По выбору педагога По выбору лидера Случайным образом По определенном у признаку По желанию
Виды групповой работы Работа в парах Мозговой штурм Игра «Продолжи» Охота за сокровищами Снежный ком Мозаичная группа Прием «Зигзаг»
«Мозговой штурм»
Игра основана на выполнении различных заданий группой по цепочке. Игра «Продолжи»
Охота за сокровищами Учитель составляет вопросы, которые требуют знаний фактов или их осмысления Группа отвечает на вопросы, используя учебник или дополнительную литературу
Пазлы
Группа работает над своей темой Встреча экспертов Возврат в свои группы Прием «Зигзаг»
Поведение учителя во время групповой работы Учитель может: контролировать организовывать оценивать работу участвовать в работе группы предлагать участникам разные варианты решений выступать в роли наставника, исследователя или источника информации
Принципы выбора заданий для групповой работы
Правила совместной работы 1) работать дружно: быть внимательными друг к другу, вежливыми, не отвлекаться на посторонние дела, не мешать друг другу, вовремя оказывать помощь, выполнять указания старшего 2) работать по алгоритму (плану) 3) своевременно выполнять задание: следить за временем, доводить начатое дело до конца 4) качественно выполнять работу (аккуратно, без ошибок), соблюдать технику безопасности, экономить материалы 5) каждый из группы должен уметь защищать общее дело и свое, в частности
Учителю на заметку нельзя принуждать к общей работе детей, которые не хотят вместе работать следует разрешить отсесть в другое место ученику, который хочет работать один групповая работа должна занимать не более минут в I – II классах, не более минут – в III – IV классах нельзя требовать в классе абсолютной тишины нельзя наказывать детей лишением права участвовать в совместной работе