Внутришкольный контроль в преподавании курса химии. Можаев Г.М. ТОГИРРО
Основные направления Организационное и научно- методическое обеспечение преподавания химии Профессиональная и методическая подготовка учителей химии Материально-хозяйственное обеспечение процесса обучения химии
Организационное и научно- методическое обеспечение Преподавание химии должно осуществляться на основе федерального компонента государственного стандарта основного и среднего (полного) общего образования, который разработан в соответствии с Законом РФ Об образовании (ст.7) и Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года.
Государственный стандарт Обязательный минимум содержания основного общего образования по химии (Приказ МО от г. 1236); Обязательный минимум содержания среднего (полного) общего образования по химии (уровни А и Б) (Приказ МО от г. 56); Примерная программа
Примерная программа: содержание Методы познания веществ и химических явлений. Экспериментальные основы химии. Вещество; Химическая реакция; Элементарные основы неорганической химии; Первоначальные представления об органических веществах; Химия и жизнь.
Примерная программа: цели -освоение важнейших знаний об основных понятиях и законах химии, химической символике; -овладение умениями наблюдать описывать химические явления, производить расчеты на основе химических формул и уравнений химических реакций; -развитие познавательных интересов и способностей; -воспитание отношения к химии как к элементу общечеловеческой культуры; -применение полученных знаний и умений в быту, сельском хозяйстве, на производстве, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.
Требования к уровню подготовки Знать/понимать - включает требования к учебному материалу, который усваивается и воспроизводится учащимися. Уметь - включает требования, основанные на более сложных видах деятельности, в том числе творческой: объяснять, характеризовать, определять, составлять, распознавать опытным путем, вычислять. Использовать - приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни представлены требования, выходящие за рамки учебного процесса и нацеленные на решение разнообразных жизненных задач.
Практикум
Базовый и профильный уровень Базовый уровень: культуросообразный подход, учащиеся должны освоить знания и умения, значимые для формирования общей культуры, определяющие адекватное поведение человека в окружающей среде, востребованные в жизни и практической деятельности. Профильный уровень, помимо этого: освоение содержания, значимого для продолжения образования в сфере химической науки, овладение химическими методами исследования.
Общая структура курса Оптимальный план курса химии: 8 класс – Общая и неорганическая химия; 9 класс – Неорганическая химия и первоначальные сведения об органических веществах; 10 класс – Органическая химия; 11 класс – Общая химия. Крайне неудачным является изучение курса Органической химии в 11-м классе
Тематическое планирование Как правило в табличной форме; Включает следующие элементы организации учебного процесса: –тема урока; –вновь вводимые понятия; –опорные знания; –оборудование урока; –домашние задания, и другие.
Тематическое планирование Важным элементом обучения химии является химический эксперимент. Его использование также должно найти отражение в плане Необходимость систематической подготовки учащихся к ЕГЭ делает желательным включение в тематический план кодов элементов содержания школьного курса химии которые будут отрабатываться на данном уроке ( по Кодификатору).
В ходе урока - технологии Дифференцированный подход; выделение групп учащихся, создание разноуровнего дидактического материала Деятельностный подход: включенность ученика в процесс приобретения знаний. Методы организации познавательной деятельности: проблемный, частично- поисковый, исследовательский, ролевые игры Формы деятельности: парная, групповая, самостоятельная
В ходе урока - технологии Информационные технологии в ходе урока и во внеурочной деятельности учащихся, информационное обеспечение их использования Использование химического эксперимента, традиционных средств наглядности Использование методов контроля знаний, отвечающих задачам подготовки к ЕГЭ Дифференцированный, творческий характер домашнего задания. Подведение итогов урока в форме рефлексии.
Подготовка к ЕГЭ использование анализа результатов ЕГЭ в работе учителей химии; использование тестирования как одной из форм контроля при обучении химии; формирование общеучебных умений, необходимых для успешной подготовки к ЕГЭ; использование наряду со словесными методами всего запланированного программой химического эксперимента, проведение практических занятий ;
Подготовка к ЕГЭ выделение достаточного время для обучения и тренировки школьников в решении расчетных задач. использование информационных технологий, тренажеров, призванных способствовать эффективной подготовке учащихся к итоговой аттестации в формате ЕГЭ;.
Профессиональная и методическая подготовка Одно из основных условий роста качества образования - высокая квалификация учителя как по общим вопросам методики обучения химии, так и по вопросам подготовки к ЕГЭ. повышение квалификации на курсах и семинарах ТОГИРРО. работа школьных и районных методических объединений, тьюторских курсов Самообразовательная деятельность педагогов
Материально-хозяйственное обеспечение Обеспечение школы и учителя периодической научно-методической литературой; Оснащение кабинета химии учебным оборудованием, реактивами, принадлежностями для проведения лабораторных работ, средствами обучения: (модели, печатные таблицы, коллекции). Соответствие оборудования кабинета требованиям ТБ и охраны труда
Материально-хозяйственное обеспечение Оснащение кабинета химии техническими средствами обучения, оборудование компьютерного рабочего места учителя или мультимедийного класса, другие способы создания возможностей для использования информационных технологий в обучении; Обеспечение школы и кабинета химии электронными учебниками, энциклопедиями, тренажерами для организации коллективной и индивидуальной работы учащихся по предмету.