АЗОТ Урок химии 9 класс Васинева И.Г.
ЦЕЛИ : o Сформировать представление о строении атома и молекулы азота. o Рассмотреть физические и химические свойства азота в свете ОВР. o Показать значение азота как биогенного элемента.
ПЛАН УРОКА: o История открытия o Нахождение в природе o Строение и свойства атома и молекулы o Физические и химические свойства o Получение и применение
ДЕВИЗ УРОКА : Нет жизни без азота, ибо он является непременной составной частью белков (Д.Н.Прянишников)
«Толстый» вопрос: почему газ был назван Азотом?
ИСТОРИЯ ОТКРЫТИЯ o 1772 г. К.Шееле и Г.Кавендиш получили азот («дурной» воздух); o Д.Резерфорд описал получение и свойства («удушливый» воздух) o 1787 г. Лавуазье предложил название азот – «безжизненный» ( а – нет, зои – жизнь );
ИСТОРИЯ ОТКРЫТИЯ Многочисленные названия: o нечистый газ o удушливый газ o септон o испорченный воздух o огорюченный воздух o селитрород o гнилотвор o смертельный газ o нитроген и др.
o Когда был открыт Азот? o Кем был открыт Азот? o Что означает слово Азот? «Тонкие» вопросы:
НАХОЖДЕНИЕ В ПРИРОДЕ: 1)в свободном состоянии в атмосфере (78%), 2)в связанном состоянии (смотри таблицу) Природная форма Оболочка Земли Соли аммония и азотной кислоты в составе нитратов почвы - 0,1% литосфера, гидросфера Азот - 4x10 23 по массе атмосфера Азот и аммиак вулканов - 1,9x10 -3 по массе литосфера Соединения в некоторых видах топлива (нефть, уголь) литосфера Нуклеиновые кислоты, белковые вещества - 0,3% по массе биосфера
«Толстый» вопрос: почему Азот – довольно инертный газ?
o Каково положение химического элемента в периодической системе? o Какова электронная формула атома? o Каковы возможные степени окисления азота? «Тонкие» вопросы:
Строение и свойства атома 2 период, 5 группа, главная подгруппа 1S 2 2S 2 2P 3 Содержит на внешнем энергетическом уровне 5 электронов +7 ) ) 2 5 Окислитель N 0 + 3e - N -3. Восстановитель N 0 –1,2,3,4,5e - N +1,N +2,N +3,N +4,N
СТРОЕНИЕ МОЛЕКУЛЫ N N СВЯЗЬ: -КОВАЛЕНТНАЯ НЕПОЛЯРНАЯ -ТРОЙНАЯ -ПРОЧНАЯ МОЛЕКУЛА: -ОЧЕНЬ УСТОЙЧИВАЯ -НИЗКАЯ РЕАКЦИОННАЯ СПОСОБНОСТЬ
o Сколько химических связей может образовывать атом азота? o Какая химическая связь в молекуле Азота? «Тонкие» вопросы:
ФИЗИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА o Газ без цвета, запаха и вкуса o Плохо растворим в воде o Немного легче воздуха o Tºпл.= -210ºС o Tºкип.= -196ºС
ХИМИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА Задание: допишите химические уравнения реакции, укажите окислитель и восстановитель: o N 2 + O 2 o N 2 + H 2 o N 2 + Mg
«Толстый» вопрос: С какими веществами реагирует Азот?
o Каково отношение Азота к металлам? o Каково отношение Азота к водороду? o Какие свойства: окислительные или восстановительные проявляет Азот? «Тонкие» вопросы:
ПРИМЕНЕНИЕ И ПОЛУЧЕНИЕ Применение o Получение аммиака и азотной кислоты; o Создание инертной среды; o Создание низких температур; o Насыщение поверхности стали для повышения прочности; o Жидкий Азот в медицине; o Производство минеральных удобрений; o Получение o В промышленности – из жидкого воздуха; o В лаборатории – разложением неустойчивых соединений азота
Рефлексия Запишите аргументы в пользу каждой версии: 1. Азот – «безжизненный»; 1. Азот – главный элемент жизни.
Домашнее задание o Параграф 16. Упр , стр 52. o Составить рассказ на тему: «Путешествие азота в природе» o Ответить на вопросы: Как можно доказать опытным путём, что в воздухе есть азот? Для перевозки овощей и фруктов на дальние расстояния используют рефрижераторы, в которых в качестве хладагента используют жидкий АЗОТ. На каких свойствах это основано?
Спасибо за внимание